Бизнес обладает огромной способностью достигать самых границ нашего общества и помогает предоставлять возможности для каждого человека. Думай, прежде чем вкладывать деньги, и не забывай думать, когда уже вложил их. Бизнес — это мир побудительных стимулов и мир любви. Секрет бизнеса в том, чтобы знать что - то такое, чего не знает больше никто.
*

Ресурсоэффективность в менеджменте

Ресурсоэффективность в менеджментеРазделы: Размещена 10.11.2014. Последняя правка: 10.11.2014. Криницына З. В., кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента ИСГТ ТП УДК 005 Проблема рационального и эффективного использования ресурсов в современных условиях становится все более популярной, особенно она актуальна для России, богатой  природными, но бедной человеческими ресурсами. В связи, с чем понятие ресурсоэффективности может быть рассмотрено в различных научных областях, в частности в области менеджмента. Так, для ТПУ, национального исследовательского университета в области ресурсоэффективности, данная тема имеет принципиальное значение. Тем не менее, анализ научных публикаций, посвященных ресурсоэффективности в области гуманитарных наук показал, что на сегодняшний день исследование понятия ресурсоэффективности представлено лишь в отдельных статьях, в частности, Дульзона А. А., Рыжковой М. В., Могильницкой Г. О., Ардашкина И. Б., Воробьевой И. П., Лукьяновой Н. А. и др. При этом, основная доля публикаций, представляют исследования понятия ресурсоэффективности в области технических наук.

В связи с чем, рассмотрим понятие «ресурсоэффективность» и определим область его применения в области менеджмента. Для более подробного ознакомления с понятием ресурсоэффективности необходимо рассмотреть составляющие данного термина: ресурсы и эффективность. С экономической точки зрения  ресурсы  представляют собой  все то, с помощью чего производятся первичные блага, удовлетворяющие потребности человека. Другими словами это те блага, с помощью которых производятся новые  блага, следовательно, данные ресурсы еще носят название производственные или экономические ресурсы, которые включают в себя следующие виды: знания и информация, необходимые для хозяйственной жизни.

В то время Аристотель, а вслед за ним и средневековые мудрецы считали труд одним из самых важнейших экономических ресурсов. Аналогичный подход разделяла и первая экономическая школа — меркантилизм. Школа физиократов особенное значение приписывала земле как экономическому ресурсу. А. Смит анализировал такие всем известные экономические ресурсы, как труд, земля и капитал.

Большинство современных экономистов склонны думать, что сейчас по значимости в качестве фактора экономического роста на первое место вышел фактор «знания», называя его по-разному — технология, научно-технический прогресс, наука, информация [1]. Как известно, экономическим ресурсам характерно свойство редкости и ограниченности. В самом определении ресурсов встречается слово  потребность,  которое заключается в ощущении нехватки чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития человеческой личности. Отсюда вытекает противоречие между безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов, которое не в состоянии устранить даже научно-технический прогресс. Что касается рассмотрения понятия эффективности, то в самом общем виде эффективность можно определить  как связь между результатом  и  затратами на этот результат [2]. Эффективность организации оценивается комплексно, по показателям двух блоков.

Результативность . Производительность. Продуктивность. Рентабельность.

Экологичность. Энергоемкость. Второй блок включает в себя субъективные (психологические, физиологические, социально-психологические) показатели:  Трудовая, духовная и общественная предприимчивость сотрудников; Сработанность организации [3]. В экономике часто встречается ситуация, когда эффективное использование одного экономического ресурса может компенсировать нехватку другого. Вот почему необходимо было разобраться со следующими понятиями: ресурсы, эффективность. Анализируя данные определения, можно дать определение понятию  ресурсоэффективность  –  эффективное, рациональное использование доступных ресурсов с минимальными затратами или получение максимально возможного объема продукции с помощью данных ресурсов. Так как ресурсы подразделяются на материальные (земля и капитал) и человеческие (труд и предпринимательские способности, знания) необходимо, чтобы между ними соблюдался баланс. В современном мире существуют необходимость управления, как технологическими предприятиями, так и человеческими ресурсами и информацией.

  Зачастую богатство природных ресурсов еще не означает, что экономика достигнет высокого уровня своего развития, здесь важно правильно и эффективно распорядиться этими ресурсами, а помогают в этом предпринимательские способности и знания. Не стоит путать понятия ресурсоэффективности и ресурсосбережения. Согласно словарю С. И.Ожегова  ресурсосбережение  –  это сокращение: сбережение ресурсов. [5] Поэтому, оперируя понятием ресурсоэффективности, не стоит забывать о доминирующем моменте –  рациональном  использовании ресурсов, которое не означает сокращение использования ресурсов. Ресурсоэффективность как важный элемент управления, применим на практике как на предприятиях с использованием высоких, сложных технологий, на промышленных предприятиях, так и в управлении человеческими ресурсами. Отсюда вытекает необходимость в определении  ресурсоэффективности в области менеджмента  – рациональное использование и применение человеческих ресурсов в управлении предприятием, организацией, которое повлечет за собой эффективное использование доступных организации ресурсов.

Так, становится актуальным исследование проблем ресурсоэффективности в образовательном процессе. В качестве примера можно рассмотреть структуру университета: взаимодействие студентов и преподавателей. Главный вопрос для преподавателей нашей страны: как мотивировать студентов на максимально эффективное получение знаний, как научить обучающихся пользоваться доступными им информационными и другими ресурсами?  В связи с возникшими вопросами, ВУЗам России стоит включить в учебные планы обязательную для всех направлений дисциплину «Основы ресурсоэффективности». Таким образом, дальнейшее исследование ресурсоэффективности в области менеджмента позволит предложить технологии ресурсоэффективного управления предприятием (организацией), которые позволят применить накопленный опыт, инструменты, механизмы современного менеджмента для решения задач в области ресурсоэффективного управления. 1. ДульзонА.

А., ПетровскаяТ. С., УшаковВ. Я. «Основы ресурсоэффективности» - новая дисциплина в учебных планах ТПУ // Известия Томского политехнического университета. – 2012.

- №6 – 47с. 2. Курс экономической теории: учебное пособие / под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. – Киров: АСА, 2006. – 43 с. 3. Показатели эффективности организации. [Электронный ресурс] //URL:http://psylist. net/(дата обращения 11.10.2014). 4. Толковый словарь С. И.Ожегова. [Электронный ресурс] // Ресурс.

Ресурсосбережение. URL:http://www. ozhegov. ru/index. html (дата обращения 11.10.2014). 5. Экономика/ Учебник под ред. А. С. Булатова. [Электронный ресурс].URL:http://bibliotekar. ru/economika-8-3/index.

htm(дата обращения 11.10.2014). Рецензии: 11.11.2014, 8:02 Рецензия : Статья отвечает требованиям, предъявляемым к научным статьям. Рекомендуется к опубликованию. 11.11.2014, 10:26 Рецензия : Тема, поднятая в работе, достаточно актуальна. Еще с советских времен известен девиз: "Кадры решают все". Студентка кратко рассмотрела сущность ресурсоэффективности в менеджменте, отметила роль вузов в формировании данной культуры. Однако, хотелось бы отметить основные недостатки: - название работы слишком общее, не отражает полностью содержание текста и конечные выводы. - уникальность текста составляет 70,38 %, надо доработать 4, 5, 7, 8 абзацы. - автор не совсем обоснованно делает выводы о формировании определения "ресурсоэффективноси в менеджменте", необходимо более обстоятельно провести анализ данного определения.

- слудует очертить причинно-следственную связь между ресурсоэффективностьюв общем, ресурсоэффективностью в менеджменте и ресурсоэффектвиностью в образовательном процессе... Рекомендую к публикации после доработки. С уважением, Зень Сергей Николаевич. 11.11.2014, 17:56 Рецензия : Согласна с рецензией Зень С. Н. Определение "Рациональное использование и применение человеческих ресурсов в управлении предприятием, организацией, которое повлечет за собой эффективное использование доступных организации ресурсов" никак не может быть отнесено к менеджменту в целом, потому что касается только "трудовых ресурсов" или "человеческого капитала" (какой подход к трактовке понятия вам больше импонирует). Трудовые ресурсы или человеческий капитал - только лишь один из видов ресурсов, поэтому для менеджмента такая трактовка слишком узкая. Ресурсоэффективный подход должен лежать в основе управления наравне с маркетинговым, ситаационным, логистическим и т. д. 12.11.2014, 8:04 Рецензия : Рекомендую автору улучшить аннотацию и после можно опубликовать. 17.11.2014, 15:02 Рецензия : Статья может быть рекомендована к печати после доработки, а именно: автору необходимо переделать аннотацию. По автору:В данной статье рассказывается о то, корректнее - статья посвящена рассмотрению или в статье анализируется и т. д., а также допущена грамматическая ошибка в слове том...отсутствует окончание буква "м". Также в тексте статьи отсутствует ссылка на источник литературы под № 4. 29.03.2015, 22:18 Рецензия : Статья актуальна, соответствует требованиям, однако просмотрите ошибки и знаки препинания.

Доработать, после чего рекомендуется к печати 14.04.2015, 14:30 Рецензия : Статья рекомендуется к публикации. Комментарии пользователей:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


Реклама

^
^

Реклама

^

Популярные теги сайта

Календарь