Бизнес обладает огромной способностью достигать самых границ нашего общества и помогает предоставлять возможности для каждого человека. Думай, прежде чем вкладывать деньги, и не забывай думать, когда уже вложил их. Бизнес — это мир побудительных стимулов и мир любви. Секрет бизнеса в том, чтобы знать что - то такое, чего не знает больше никто.
*

Взаимосвязь копинг-стратегий младших школьников с детско-родительскими отношениями

Взаимосвязь копинг-стратегий младших школьников с детско-родительскими отношениямиСтатья опубликована в №26 (октябрь) 2015 Разделы: Размещена 29.10.2015. Последняя правка: 28.11.2015. Шахматова О. Н., кандидат педагогических наук, доцент, профессор, Российский государственный профессионально-педагогический университет УДК 1 В современном обществе проблема социально - психологической адаптации детей наиболее актуальна. Это связано с тем, что для преодоления стресса и решения трудных ситуация необходим набор конструктивных способов преодоления, что является важным показателем уровня развития личности. личности. На развитие ребенка и формирование его личности имеют огромное влияние родители. Дeти, которые растут в полной семье, в которой царит атмосфера любви, взаимопонимания и взаимопомощи, имеют меньше проблем, которые связаны с нарушением психологического и психического здоровья, нарушением коммуникативной сферы ребенка, проявляющееся в отношениях со сверстниками, обучением.

Нарушение детскo - родительских отношений ведет к формированию многочисленных психологических нарушений, проблем и комплексов. Вообще, эффективность такого процесса, как адаптация к трудынм, а иногда даже экстремальным ситуациям, отражено в понятии сoping behаvior (в переводе с англ. - преодоление, совладание). Данное понятие понимается как преимущественно сознательные, активные усилия личности, направленные на овладение трудной ситуацией в случае угрозы. Копинг позволяет человеку обеспечивать укрепление, поддержание здоровья, его благополучие, а также может способствовать их разрушению. Стратегиям копинг-поведения ребенок овладевает, взаимодействуя с взрослыми и детьми, в первую очередь, в семье, а затем и в социуме.

Для младшего школьника характерна новая социальная роль - ученик. Ее младшему школьнику приходится осваивать в быстром темпе. Это связано с тем, что придя в новый класс, коллектив, у него меняется режим дня, в его понимании появляются новые школьные правила, которые ему необходимо соблюдать. В этом возрасте перестраивается вся система ценностей ребенка, его начинают интересовать разные сферы жизни. Также нельзя не отметить, что появляются новые потребности. Именно поэтому необходимость изучения копинг - стратегий младшего школьника, и их формирование со стороны семьи, актуально в наше время. Исходя из вышеизложенного основная  цель  данной работы – выявить, теоретически подтвердить и эмпирически доказать взаимосвязь копинг-стратегий младших школьников с детско-родительскими отношениями. Исходя из общей цели исследования основными  задачами Осуществить теоретический анализ работ про проблемам детско-родительских отношений, копинг стратегий Продиагностировать типы детсок - родительских отношений, копинг стратегий Теоретической и методологической основой  послужили: транзакционная теория стресса и копинга Р. Лазаруса, С. Фолькмана; психоаналитические теории З. Фрейда, А. Фрейд, А. Маслоу; теория жизненного цикла развития человека Э. Эриксона; теория психологии отношений В. М. Мясищева; теоретические положения о социальной природе психики Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна; работы о развитии стресса и противодействия ему В. А. Бодрова, Л. И. Анциферовой, Р. М. Грановской, Н. А.Сирота, В. А. Ялтонского, У. Баумана и др.; А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкого, и др. Методы исследования:  теоретический анализ проблемы исследования, эмпирические методы: рисуночный тест Кинетический рисунок семьи (Р. Бернс и С. Коуфман), тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин), опросник копинг-стратегий школьного возраста (И. М.Никольская, Р. М.Грановская) Для изучения копинг - стратегий и детско - родительских отношений было обследовано 30 семей г. Екатеринбурга. Обследование было проведено в мае 2015 года.

Анализ рисунков методики «Кинетический рисунок семьи» тест Р. Бернса и С. Коуфмана показал, что из 30 семей к высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести только 9 семей (30 %). В таких семьях царит благоприятная психологическая обстановка, взаимопонимание и полное доверие как у ребенка к родителям, так и наоборот. К среднему уровню детско-родительских отношений можно отнести 15 семей (50 %). Данный процент говорит о том, что в этих семьях дети хоть и испытывают дискомофрт, но удовлетворены своим положением в семье. К низкому уровню детско-родительских отношений мы отнесли 6 семей (20 %) Такие дети не удовлетворены положением в своей семье. Рис.1.Результаты теста Кинетический рисунок семьи (в %). Результаты по данной методике можно увидеть на рис. 1 Для выявления родительского отношения к детям был предложен тест-опросник родительского отношения. Родителям были предложены бланки с 61 вопросами. На каждый вопрос предполагался либо положительный, либо отрицательный ответ. Проанализировав ответы родителей, мы получили следующие результаты: оптимальные родительские отношения наблюдаются в 10 семьях (33 %). К нейтральному уровню относятся 14 семей (47 %). Родительские отношения, которые носят отрицательный характер, были замечены в шести семьях (20 %). Результаты, полученные при обследовании родителей по данной методике, представлены на рис.2. Рис.2. Распределение стилей семейного воспитания в выборке На рис. 2 можно увидеть, что самый высокий показатель имеет стиль воспитания «Симбиоз» – 10 и «Кооперация» (10 из 30). Средний показатель - 6 из 30 получил стиль «Авторитарная гиперсоциализация». И относительно небольшое количество выборов у стиля «Маленький неудачник» - 4. Таким образом, процентное соотношение стилей семейного воспитания в данной выборке составили: Итак, можно утверждать, что 34% родителей данной выборки стремится к симбиотическим отношениям со своим ребенком. О таких родителях можно сказать, что они чувствуют себя единым целым со своим ребенком, стремятся к удовлетворению всех его потребностей и желаний, ограждают его от трудностей и неприятных моментов в жизни.

Им  сложно осознать, что ребенку нужно давать возможность быть самостоятельным. Им кажется, что он маленький и беззащитный. Особенно, тревога у родителей начинает обостряться, когда ребенок начинает "отделяться" от своих родителей. У 20% родителей, с высоким баллом по шкале авторитарная гиперсpoциализация в отношении к ребенку проявляется авторитаризм. Таки родителям свойственен авторитаризм, они четко и жестко диктуют своему ребенку строгие правила, которые он должен бесприкoслoвнo выполнять. Для ребенка определена жесткая дисциплина и высокий уровень контроля со стороны родителей. Они пытаются навязывать им свою точку зрения и совершенно не принимают во внимание индивидуальность ребенка и его личное мнение. Им важно, чтобы их ребенок был социально успешен.

13% родителей с высокими показателями по шкале маленький неудачник характeризуется как стремящиеся инфантилизировать ребенка, присвоить ему личную и социальную несостоятельность. Таким родителям свойственно видеть своего ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Каждый самостоятельный шаг их ребенка - удар для них, ведь они стараются бересь его от реальной жизни. Интерес в каком - либо увлечении ребенка для них несерьезно. Родители считают, что дают своему ребенку все, что ему нужно и не заботятся о его отношениях со сверстниками, именно поэтому ребенок проявляют низкую адаптивность к обществу.

В связи с этим родители стараются оградить ребенка от трудностей жизни, строго контролируют его окружение и действия. 33% родителей нашей выборки проявили такой социально желательный образ родительского отношения, как кооперация. При таком отношении родители заинтересованы в успешности ребенка - они проявляют интерес к его делам и планам, стараются помогать во всем и проявляют эмпатию. Такие родители высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него. Они поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, стараются быть с ним на равных и общение строится на доверии.

Таким образом, по общим данным можно увидеть, что самый высокий процент 34% по шкале симбиоз. Опросник копинг-стратегий школьного возраста (И. М.Никольская, Р. М.Грановская) показал, какие копинг-стратегии являются наиболее популярными с точки зрения детей младшего школьного возраста. Так, самыми частыми по использованию оказались 11 копинг-стратегий - их используют в трудной, тревожной и напряженной ситуации более 70% обследованных детей. Самыми редкими по использованию были пять стратегий преодоления стресса: «кусаю ногти и ломаю суставы пальцев», «дразню кого-нибудь», «воплю и кричу», «схожу с ума», «бью, ломаю и швыряю». Их применяют в своей жизни менее 30% детей.

Эти стратегии можно отнести к защитным механизмам реализации в действии и частично — к эмоциональным способам отреагирования. Не все кoпинг-стратeгии помогают детям в равной степени. На вопрос о том, какие способы действительно помогают снять напряжение и беспокойство, больше всего положительных ответов (более 60%) получили следующие, весьма популярные у детей, стратегии: 1. «Прижимаю, обнимаю , глажу». 2. «Говорю правду, прошу прощения». 3. «Смотрю фильмы, слушаю музыку». 4. «Рисую, читаю».

5. «Стараюсь расслабиться, почувствовать себя спокойным». 6. «Мечтаю о чем-то хорошем и радостном». Сразу отметим — в этот перечень субъективно самых помогающих не вошли такие часто используемые стратегии совладания, как «стараюсь забыть», «думаю об этом», «говорю с кем-нибудь», «плачу, грущу».  В результате мы выявили взаимосвязь копинг - стратегий с типами детско-родительских отношений (рис. 3).  У младших школьников с таким типом детско-родительских отношений, как симбиоз, ведущими кoпинг-стратeгиями являются «прижимаю, обнимаю, глажу» и «стараюсь расслабиться, почувствовать себя спокойным».

Эти формы копинг-стратегий встретились у 100% испытуемых с данным типом детско - родительских отношений. Второй по частоте использования копинг-стратегии для младших школьников с данным типом отношений, является «говорю правду, прошу прощения». Оно выявлено у 45% испытуемых. «Смотрю фильм, слушаю музыку», «рисую, читаю», «мечтаю, представляю себе что-нибудь» при данном типе детско-родительских отношений используют 35% младших школьников. При анализе распределения копинг-стратегий по шкале кооперация, видно, что наиболее часто встречающиеся копинг-стратегии, как и по шкале симбиоз, выступают «прижимаю, обнимаю, глажу» и «стараюсь расслабиться, почувствовать себя спокойным» - встречается у 100% испытуемых.

Но по шкале кооперация у 50% младших школьников было выявлено еще 3 активно используемых копинг-стратегий. То есть, 1 из 2 младших школьников с высоким показателем по шкале кооперация, в равной степени с стратегиями «прижимаю, обнимаю, глажу» и «стараюсь расслабиться, почувствовать себя спокойным» с целью защиты используют, «говорю правду, прощу прощения», «смотрю фильм, слушаю музыку», «мечтаю о чем - то хорошем и радостном». Далее анализ показывает, что при высоких показателях по шкале авторитарная гиперсоциализация, ведущей копинг-стратегией у младших школьников является «стараюсь расслабиться, почувствовать себя спокойным» - используют 100% испытуемых. И далее, по снижению значимости следует - «гoвoрю правду, прощу прощения» выявлено у 57% испытуемых, «смотрю фильм, слушаю музыку» - 42%, «рисую, читаю» - 28%. Таким образом, можно сделать вывод о том, что младшие школьники данной выборки, с типом детско-родительских отношений авторитарная гиперсоциализация, намного активнее в своей защите используют «говорю правду, прощу прощения», совсем не используют «мечтаю о чем-то хорошем».

На первое место по шкале маленький неудачник, выходят «прижимаю, обнимаю, глажу» и «гoворю правду, прощу прощения», их используют 100% младших школьников данной выборки. «Смотрю фильм, слушаю музыку», «стараюсь расслабиться, почувствовать себя спокойным» в данном стиле воспитания занимают второе место по предпочтению - выявлены у 66% младших школьников. «Рисую, читаю», используют 33%. У испытуемых, с высоким баллом по данной шкале, не было выявлено «мечтаю о чем-то хорошем». Таким образoм, распределение копинг-стратегий в соответствии с типами детско-родительских отношений наглядно показывает, что особенности и предпочтения в использовании тех или иных копинг-стратегий у младших школьников, находятся в определенной зависимости от типа отношений в семье. При проведении корреляционного анализа по Ч. Спирмену была установлена прямая взаимосвязь между копинг - стратегиями и стилем воспитания (r=0,367). Корреляция значима на уровне 0.01 и является двухсторонней. Следовательно, можно говорить о том, копинг стратегии напрямую зависят от стилей воспитания в семье.

Подводя итоги обследования, можно увидеть, что у 6 семей дети не удовлетворены своим положением в семье. 9 семей из 30 имеют положительные детско - родительские отношения - в их семье царит благоприятная психологическая обстановка, забота друг о друге и полное взаимопонимание. в 15 семьях дети чувствуют дискомфорт, но это не проявляют открыто. Возможно, это происходит из за чрезмерной опеки и строгости родителей, что способствует повышению тревожности в семье.

Также, мы выяснили, что распределение копинг-стратегий по типам детско-родительских отношений показывает, что особенности и предпочтения в использовании тех или иных копинг-стратегий у младших школьников, находятся в определенной зависимости от стиля их воспитания в семье. При анализе психологической и педагогической литературы, можно сделать вывод, что на сегодняшний день существует большое количество точек зрения на определение такого понятия, как копинг-стратегии. Формирование копинг-стиля младшего школьника характеризуется неравномерностью, гетерохронностью и наличием критических периодов: кризис 7 лет приводит к снижению проявления всех основных видов копинг-стратегий, тем самым снижая общую адаптивность ребенка к стрессам. Но нельзя не отметить и то, что с возрастом устанавливается более зрелый, социально приемлемый копинг-стиль, ориентированный на решение проблемы.

Наибольшее количество адаптивных стресс-совладающих стратегий в младшем школьном возрасте отмечается в сфере семейных взаимоотношений. Именно поэтому стиль воспитания и тип детско - родительских отношений играет ведущую роль в становлении личности ребенка. 1. Варга А. Структура и типы родительского отношения: Дисс..канд. Психол.

наук. М., 1986. С. 137-148. 2. Гарбузов В. И. Воспитание ребенка в семье : советы психотерапевта. - СПб: КАРО, 2006. С. 202-215. 3. Горохова Л. Г. Особенности копинг-предпочтений подростков: тендерный аспект // Психология совладающего поведения: Материалы 1 международной научно-практической конференции (Кострома: 16-18 мая 2007 года). Кострома: КГУ им. Некрасова 2007. - С. 140 – 142. 4. Крюкова Т. Д., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: семейный стресс и совладающее поведение. Кострома: ЮГУ им. Н. А. Некрасова, 2004.

- С.173-184. Рецензии: 29.10.2015, 14:51 Рецензия : Материал представляет интерес. Научно, доказательно, аргументированно. Рекомендуется к публикации. Комментарии пользователей:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


Реклама

^
^

Реклама

^

Популярные теги сайта

Календарь