Бизнес обладает огромной способностью достигать самых границ нашего общества и помогает предоставлять возможности для каждого человека. Думай, прежде чем вкладывать деньги, и не забывай думать, когда уже вложил их. Бизнес — это мир побудительных стимулов и мир любви. Секрет бизнеса в том, чтобы знать что - то такое, чего не знает больше никто.
*

Теоретические основы создания государственных механизмов стратегического планирования развития территорий

Теоретические основы создания государственных механизмов стратегического планирования развития территорийСтатья опубликована в №27 (ноябрь) 2015 Разделы: Размещена 11.11.2015. Последняя правка: 10.11.2015. УДК 332.145   Актуальность темы. Дальнейшее развитие экономики, необходимость повышения конкурентоспособности территорий, решение важнейших экологических и социальных задач требуют от органов государственной власти повышенного внимания к вопросам формирования эффективных механизмов стратегического планирования территорий (СПТ). Формирование государственных механизмов СПТ невозможно осуществить без использования современных теорий развития территорий, концепций и школ современного стратегического планирования. Следует отметить, что необходимость стратегического развития территорий (регионов, населенных пунктов) были обоснованы еще классиками экономической науки Д. Рикардо, А. Смитом, Ж. Моне, Р. Шуманом и др.  Генри Минтцберг [5], проанализировав около 1500 статей, выделил десять основных школ, занимающихся формированием стратегии развития. Среди современных ученых вопросам социально-экономического развития территорий активно занимались А. Широков, С. Юркова, Г. Ветров, М. Латынин, В. Бабаев и другие. Однако существующие научные разработки отечественных и зарубежных ученых нуждаются в большей систематизации и классификации применительно к современным аспектам стратегического планирования территорий. Именно это обусловливает актуальность представленной статьи, целью которой является систематизация концепций, которые должны быть положены в основу создания и функционирования государственных механизмов стратегического планирования территорий. Для достижения поставленной цели при написании статьи использован историко-хронологический метод - при систематизации концепций, которые могут являться теоретической основой для создания и успешного функционирования государственных механизмов стратегического планирования социально-экономического развития территорий. Изложение основного материала.

В ходе обобщения различных концепций и теорий государственного управления, в качестве основных, которые могут быть использованы при СПТ были выделены следующие: 1. Концепция устойчивого развития основана на необходимости выстраивать развитие территорий на региональном и местном уровнях и управления ими прежде всего с позиции сохранения среды обитания, заботы о будущих поколениях. Концепция устойчивого развития возникла под влиянием роста внимания к проблемам окружающей среды. Согласно формулировке ООН, устойчивое развитие - это развитие общества, которое позволяет удовлетворять потребности нынешних поколений, не нанося при этом вреда возможностям, которые остаются в наследство будущим поколениям для удовлетворения их собственных потребностей [4]. Следует уточнить, что под устойчивым развитием территорий понимается социально, экономически и экологически сбалансированное их развитие, направленное на создание их экономического потенциала, полноценной жизненной среды для современного и будущих поколений на основе рационального использования ресурсов (природных, трудовых, производственных, научно-технических, интеллектуальных и т. п.), технологического переоснащения и реструктуризации предприятий, совершенствования социальной, производственной, транспортной, коммуникационно-информационной, инженерной, экологической инфраструктуры, улучшения условий проживания, отдыха и оздоровления, сохранения и обогащения биологического разнообразия и культурного наследия [1]. Особое значение этой концепции для планирования развития населенных пунктов было подчеркнуто на Европейской конференции по устойчивому развитию больших и малых городов в Аалборге в 1994 году, где была принята Хартия устойчивого развитие городов Европы (Аалборгская хартия), ее подписали представители более чем 120 городов. Тогда же получила распространение идея «города-сада», что предполагало строительство вокруг крупных городов самостоятельных городов-спутников с определенными возможностями для занятости. Планирование их должно было обеспечить здоровое и безопасное среду обитания. Для этого города-спутники окружались «зелеными поясами» и «буферными» зонами. Концепция «города-сада» была реализована во многих странах Западной и Восточной Европы [8]. Концепция устойчивого развития населенных пунктов [1] определяет основные направления государственной политики по обеспечению устойчивого развития населенных пунктов, правовые и экономические пути их реализации.

Положения Концепции соответствуют принципам, провозглашенным в Повестке дня на XXI век, в заключительных документах Конференции Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат-II), которая состоялась в 1996 году в г. Стамбуле (Турция), и рекомендациям Европейской экономической комиссии ООН. Европейская комиссия рекомендует иметь в наличии семь элементов в управлении интегрированным устойчивым развитием среды, которые необходимы для преобразования населенных пунктов в удобное и приятное место для жизни: 1) принципы - самые главные аспекты устойчивого развития и управления городской средой, 2) политики - характер политического участия и ангажированности, которые необходимы для поддержки населенных пунктов (городов) 5) политика - удовлетворенность местных потребностей, уважение местных традиций, выполнение норм национального и европейской нормативной базы; 7) программы - действия по достижению оговоренных целей [11]. Основные принципы устойчивого пространственного развития Европейского континента содержат мероприятия по укреплению экономического потенциала и достижению устойчивого развития в городах и центрах. Они включают: - развитие стратегий, адаптированных к местному контексту и ориентированных на управление эффектами экономического реструктурирования; - управление расширением пространств населенных пунктов, ограничения тенденций субурбанизации с помощью разработки более компактных форм развития малых и средних городов, развитие использования городосохраняющих методов строительства, развитие строительства вблизи транспортных магистралей, поддержка внутренней политики городских областей по подъему качества жизни, включая сохранение существующих экосистем и создание новых зеленых районов и биотопных структур; - регенерацию пустынных окрестностей и реализацию объединенных действий социальных групп внутри городских структур, особенно в крупных центрах, где есть исключения в области социального развития; - точечное управление городскими экосистемами, особенно в отношении открытых и зеленых площадок, воды, энергии и отходов; - развитие эффективных и одновременно экологических видов общественного транспорта, что должно способствовать устойчивости передвижения; - развитие городских сетей [9]. Европейская политика устойчивого развития уделяет особое внимание потенциалу городских районов и условиям, в которых они развиваются. Она следует на реализацию четырех взаимосвязанных направлений, целями которых являются: - укрепление экономического процветания и рынка труда, увеличение занятости в населенных пунктах (городах) - поощрение равенства, социальной интеграции и восстановления городских районов; - защита и улучшение городской среды, а также управление энергетическими ресурсами и транспортом с целью достижения локальной и глобальной устойчивости; - стимулирование городского управления и местного самоуправления путем разработки, а также выполнение стратегических интегрированных планов городского планирования и развития. Тематическая стратегия городского развития Европейского союза, чьей целью является «помощь в улучшении качества жизни через интегрированный подход» сосредоточивает внимание на городских зонах [13]. Следует отметить, что территориальная программа Европейского союза «К конкурентоспособной и устойчивой Европе с различными регионами» регламентирует сотрудничество при решении вопросов, относящихся к территориальным проблемам, которые могут возникнуть в будущем, включая длительное экономическое развитие, политику на рынке труда, создание связей между городскими регионами, городское развитие и развитие прилегающих территорий, решение которых требуют участия региональных представителей [12]. Лейпцигская хартия устойчивых европейских городов, принятая в 2007 году, основывается на том, что интегрированный подход к городскому планированию - это необходимая предпосылка для долгосрочного развития европейских городов. Согласно этому документу политика интегрированного развития городских территорий является процессом, в котором координируются пространственные и временные аспекты основных направлений городского развития. Политика интегрированного развития населенных пунктов реализуется через так называемые интегрированные планы местного планирования и развития.

Они обеспечивают пространственную, временную и фактическую координацию и интеграцию различных политик, плановые ресурсы для достижения поставленных целей с использованием специфических инструментов. Эти планы разрабатываются местными администрациями при участии заинтересованных представителей широкой общественности, с непосредственным участием, а также с привлечением экономических субъектов, структур гражданского общества, специфических общественных групп и населения в целом [2]. 2. Теоретической основой создания государственных механизмов стратегического планирования социально-экономического развития территорий также являются концепции «универсализма» и «уникализма». Концепция «универсализма» исходит из идеи эволюционного единства мира, согласно которой регионы (населенные пункты) проходят одинаковые стадии развития в общем пути, но в разное время. Делается вывод о важности исследования и адекватного использования опыта населенных пунктов (городов) - лидеров в соответствии с новыми внешними условиями. Использование концепции «универсализма» позволяет сравнивать уровни развития территорий, ранжировать их, дает возможность использовать уже имеющийся опыт социально-экономического развития. Концепцию «уникализма» можно охарактеризовать как постоянный поиск региональными и местными органами власти и местного самоуправления направлений развития, при котором осуществляется максимальный учет особенностей культурного и социально-экономического развития территорий, экологического состояния населенных пунктов и т. п. Современные регионы и населенные пункты при СПТ все чаще пытаются комбинировать элементы этих двух концепций, сочетая их применения или по разным секторам городской экономики и социальной сферы, или по стратегическим направлениям развития. Например, к решению задачи экономического роста подходят с позиций универсализма, а к поиску городского бренда - с позиций уникализма [9, с. 7]. 3. В развитых странах используется много управленческих моделей развития и функционирования территорий, но их объединяет одна цель - обеспечить их жителей качественными услугами, поддерживать высокие стандарты условий проживания и создать современную местную инфраструктуру. Все существующие концепции развития населенных пунктов (в первую очередь это касается развития городов, но на наш взгляд, их можно использовать для любого населенного пункта) можно свести в следующие группы: а) концепция города-предпринимателя получила распространение в конце 1980-х - начале 1990-х гг. в ряде европейских стран (Германия, Франция, Италия, Испания, Бельгия). Город-предприниматель использует общественные финансовые и другие ресурсы, вкладывая их в коммерческую сферу, в том числе иногда и за своими собственными пределами; б) концепция города-дворника, что видит свои функции прежде всего в удовлетворении общественных потребностей, тратит свои бюджетные и другие ресурсы на создание благоприятного, оптимальной среды для жизни людей, для ведения хозяйственной деятельности.

Это принципиально иной взгляд на использование общественных ресурсов [7, с. 12-13]. 4. Среди современных теорий, по нашему мнению, более благоприятной для СПТ, является комплексная теория местного экономического развития, среди основных положений которой следующие: основное внимание переносят из спроса (предприятия) на предложение (рабочая сила, природные ресурсы); местные институты играют роль в определении проблем региональной экономики и развитии новых связей внутри самой институциональной структуры; преимущества, обусловленные местоположением, связаны, прежде всего с состоянием физической и социальной среды, а не непосредственно с географической; территории должны искать способы, как максимально привлечь к экономическому развитию центры интеллектуальных ресурсов и местный бизнес [6, с. 88]. На наш взгляд, современная концепция СП на местном уровне должна быть комбинированной, учитывать все перечисленные концепции. Еще одним направлением в развитии теории планирования городского пространства стала модель многонуклеарной структуры городских территорий, которым предлагалось осуществлять различные функции. В рамках этого направления были предложены планирования с многофункциональной и мелко ячеистой застройкой районов городов, обязательным сохранением существующих, особенно исторических, домов и созданием на улицах благоприятного климата для активного общения жителей [3]. В процессе стратегического планирования территорий могут быть использованы  положения различных школ стратегического планирования. По мнению А. Широкова, можно выделить три основные научные школы стратегического планирования: 1) традиционная (консервативная) школа основывается на анализе процессов, происходивших раньше, определении тенденций и трансляции (интерполяции) их в будущее, то есть на прогнозе, что опирается на прошлое и настоящее («взгляд в будущее»); 3) смешанная школа, как следует из ее наименования, содержит в себе элементы обоих названных школ и представляется более «практической» [10]. Выводы исследования.

Таким образом, разрабатывая стратегии и стратегические планы социально-экономического развития территорий, необходимо в качестве теоретической основы можно брать за основу одну из концепций социально-экономического развития. Выбор в качестве теоретической основы СПТ одной из  научных школ должен осуществляться в зависимости от специфики условий развития территорий, имеющихся на ней ресурсов и решаемых задач; целевых установок органов государственной власти и местного самоуправления. 1. Белкина Т. Д. Стратегические планы городского развития и инструменты их реализации / Т. Д. Белкина // Проблемы прогнозирования. – 2010. – № 3. – С. 55-72. 2. Брундланд Г. Наше спільне майбутнє: Міжнародна комісія з навколишнього середовища і розвитку / Г. Брундланд.

– Оксфорд: Оксфорд Юніверсіті Пресе, 1987. 3. Концепція сталого розвитку населених пунктів [Електронний ресурс]: схв. Постановою Верховної Ради України від 24.12.1999 p., № 1359-XIV. – Режим доступу: http://zakon. rada. gov. ua/cgi-bin/laws.

4. Лейпцигская хартия устойчивого европейского города [Электронний ресурс]: принята по случаю неформальной встречи министров по вопросам городского развития и территориальной сплоченности. – Лейпциг, 24-25 мая 2007 г. – Режим дocтyпа: http://www. rfsustainablecities. eu/IMG/pdf/leipzig_charta_ru-_2cle65c185.pdf. 5. Минцберг Г. Школы стратегий / Г. Минцберг. – СПб.: Питер, 2001. – 336 с. 6. Підцерковна Х. В. Концепція «Міста-саду» у форматі урбанізованого простору / Х. В. Підцерковна // 7-я междунар. наук.

-практ. конф. «Наука в информационном пространстве» (29-30.09.2011 г.). – Режим доступу: http://www. confcontact. com/20110929/ek_pidcer. php/. 7. Российские и мировые тенденции и тренды в сфере стратегического территориального планирования городов, агломераций и регионов. [Электроний ресурс].

– Режим доступа: http://glava. perm. ru/upload/pages/ 1005/Rossijskije_i_mirovyje_tendencii_i_trendy_v_sfere_strategichesk. pdf. 8. Ръководство за устойчиво управление на градската среда «Жизнени градове» / А. Крейди, К. Зуйдема, Дж. Портьр, Г. Роо. – Европейска комисия, 2007. 9. Структурни фондове на ЕС [Электронний ресурс]. – Режим доступа: www. eufunds.

bg. 10. Територіальний розвиток в Україні: розвиток агломерацій та субрегіонів. – К. : Школа, 2012. – 183 с. 11. Управление муниципальным экономическим развитием / под ред. Г. Ю. Ветрова. – М. : Фонд «Институт экономики города», 2009. – 258 с. 12. Широков А. Н. Методические рекомендации по стратегическому планированию в муниципальных образованиях / А. Н. Широков, С. Н. Юркова, ФГНУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления», 2011. [Электронний ресурс] – Режим доступа: municipal-sd. ru/?q=node/36. 13. European Commission. Официальный сайт [Электронний ресурс]. – Режим доступа: www. ec. europa.

eu. Рецензии: 11.11.2015, 7:31 Рецензия : статья посвящена актуальной теме. в ней отражены зарубежные и отечественные подходы к стратегическому планированию. к сожалению в списке литературы отсутствуют труды научной школы СОПС, отметившей в октябре 100-летний юбилей, а также не прокомментированы нормативно-правовые акты минэкономразвития по рассматриваемой проблеме. тем не менее считаю, что статью можно опубликовать в порядке дискуссии. Комментарии пользователей:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


Реклама

^
^

Реклама

^

Популярные теги сайта

Календарь