Бизнес обладает огромной способностью достигать самых границ нашего общества и помогает предоставлять возможности для каждого человека. Думай, прежде чем вкладывать деньги, и не забывай думать, когда уже вложил их. Бизнес — это мир побудительных стимулов и мир любви. Секрет бизнеса в том, чтобы знать что - то такое, чего не знает больше никто.
*

Проблемы развития государственного финансового контроля в современных условиях

Проблемы развития государственного финансового контроля в современных условияхСтатья опубликована в №29 (январь) 2016 Разделы: Размещена 07.12.2015. Последняя правка: 06.12.2015. Гурнович Татьяна Генриховна, доктор экономических наук, профессор Ставропольского государственного аграрного университета УДК 2964 Воздействие финансов на экономику тесно связано с деятельностью государства, которое является субъектом управления, обеспечивающим организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы. Регулирующая роль государства в рыночной экономике связана с решением возникающих проблем: – ликвидацией так называемых «провалов рынка», когда последний не обеспечивает оптимального использования финансовых и материальных ресурсов с позиции общественных интересов; – поддержание экономической стабильности путем регулирования общеэкономического равновесия, сглаживания негативных последствий финансовых кризисов, обеспечения экономического роста в стране; – предоставление государственных (муниципальных) услуг социальной направленности (образование, здравоохранение, культура, национальная оборона, охрана правопорядка и др.)  В связи с этим необходима система прогрессивного и действенного государственного финансового контроля, обеспечивающая законность, целевой характер, эффективность и результативность использования государственных финансовых ресурсов, сохранность государственной собственности. Для государственного сектора России, в который активно проникают и развиваются рыночные отношения, государственный финансовый контроль представляет собой необходимый инструмент управления финансовыми отношениями и реализации финансовой политики. - проверка сохранности, эффективности и целевого использования бюджетных средств бюджетополучателями; - экспертиза проектов государственных программ, контроль за их выполнением; - контроль за формированием государственных финансовых ресурсов и государственной собственности.

В широком смысле объектом государственного финансового контроля выступают процессы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов государства экономическими субъектами; а в узком смысле объектом государственного финансового контроля являются организации, использующие государственные (муниципальные) финансовые ресурсы и государственную (муниципальную) собственность [1, c. 22].  Предназначение государственного финансового контроля состоит в том, чтобы исключить нецелевое и нерезультативное использование средств, проверить законность совершения операций, определить насколько являются обоснованными и эффективными принятые управленческие решения, а также степень их реализации, выявить отклонения от утвержденных стандартов и разработать меры, улучшающие финансовое положение конкретного хозяйствующего субъекта. Финансово-бюджетная дисциплина требует четкого соблюдения законодательных положений, последовательного выполнения трудовой, договорной, расчетной и платежной дисциплины. Одним из ключевых классификационных признаков и элементов системы государственного финансового контроля является «субъект контроля», в соответствии с чем в отечественной теории и на практике принято подразделять государственный финансовый контроль на внешний и внутренний: – внешний, осуществляемый специальными контрольными органами (созданными по принципу независимости от органов исполнительной власти).  – внутренний, осуществляемый в соответствии с принципом разделения властей, закрепленных в Конституции РФ, органами исполнительной власти всех уровней либо контрольными структурами, наделенными соответствующими полномочиями. В отечественной практике доминирующей является позиция, в силу которой основным субъектом, обеспечивающим финансово-бюджетную дисциплину в учреждениях финансовой системы страны, является именно внешний финансовый контроль, осуществляемый Счетной палатой РФ. Зарубежный опыт также свидетельствует, что только специальные независимые контрольные органы, проводя проверки, дают достоверную финансовую информацию, необходимую для прогнозирования и позволяющую реально оценить степень исполнения бюджетных назначений и государственных расходов. Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации сложилась уровневая структура субъектов государственного финансового контроля. Распределение по уровням субъектов государственного финансового контроля вытекает из полномочий указанных органов по отношению к объектам контроля и друг к другу.  В целом, уровневая система государственного финансового контроля получила за последнее десятилетие значительное развитие, что нельзя сказать о такой важнейшей ее составляющей, как внутренний финансовый контроль, который в России традиционно был ориентирован на проверку соблюдения целевого и рационального использования государственных финансовых ресурсов и государственной собственности [2, c.37]. Однако в ходе реформирования бюджетного процесса новыми тенденциями в секторе государственного управления в организации государственного финансового контроля становится оценка эффективности и результативности государственных расходов, использования не только выделяемых государственным (муниципальным) получателям бюджетных средств, но и самостоятельно ими «зарабатываемых» финансовых ресурсов, а также находящейся в их распоряжении государственной (муниципальной) собственности.

В такой постановке вопроса внутренний финансовый контроль в государственном секторе управления требует совершенствования: перестройки работы субъектов контрольной деятельности, внедрения действенных методов государственного финансового контроля (аудита эффективности и результативности), изменение целей и методик контрольных мероприятий. Опыт стран с рыночной экономикой показывает, что кардинальное повышение эффективности и результативности государственных расходов в секторе государственного управления может быть достигнуто только в результате создания системы финансового менеджмента в органах исполнительной власти, а важным компонентом такой системы является внутренний финансовый контроль и аудит эффективности государственных расходов. В этом направлении Федеральным законом № 252-ФЗ от 23.07.2013 предусмотрен ряд новаций, в числе которых четкое определение сферы государственного (муниципального) контроля и новый принцип ее разграничения. В частности, в законе сформулировано положение о том, что в сфере бюджетных правоотношений деятельность всех контролирующих органов направлена на установление безусловного соблюдения бюджетного законодательства РФ и других нормативно-правовых актов всеми участниками, вовлеченными в процесс исполнения бюджета, а также теми государственными (муниципальными) учреждениями, учредителем которых является государство, и они по-прежнему остаются бюджетополучателями.  Разграничение сферы государственного (муниципального контроля) на соответствующих уровнях исполнения бюджета и управления государственным (муниципальным) имуществом законом предполагается реализовывать следующим образом. Одно направление предусматривает контрольную деятельность уполномоченных органов контроля, другое – виды контроля, которые будут реализовываться законодательными (представительными) органами, высшими органами исполнительной власти (муниципальными администрациями), контрольными структурами Президента РФ [3, c.7]. Таким образом, оценивая положительно рассмотренное выше и классифицируя реализуемый финансовый контроль в качестве внешнего и внутреннего следует учитывать отсутствие должным образом организованного внутреннего финансового контроля в рамках хозяйствующих субъектов государственного сектора. Вместе с тем это объективно необходимое и существенное условие достижение эффективности результативности государственных расходов.

В связи с этим представляется, что дальнейшее развитие государственного (муниципального) контроля должно идти также и на уровне государственных (муниципальных) учреждений, путем создания специальных подразделений учреждения, способных осуществлять управленческий внутренний финансовый аудит (результативно ориентированный), основная цель которого – повышение эффективности и результативности расходов на текущее содержание и развитие учреждения как за счет бюджетных, так и внебюджетных финансовых ресурсов. 1. Воронин, Ю. М. Государствен - ный финансовый контроль: вопросы теории и практики». – М. : Финансовый контроль, 2013. 2. Родионова, В. М., Шлейников, В. И. Финансовый контроль: уч, 2012. 3. Степашин, С. В., Столяров, Государственный финансовый контроль: учебник.

– СПб. : 2014. Рецензии: 2.02.2016, 5:53 Рецензия : Статья носит обобщающий характер. Построена логична, с соблюдением общих требований. Статью можно опубликовать 7.02.2016, 14:42 Рецензия : Статья соответствует заявленной цели в аннотации, заголовок отражает сущность содержания статьи, материал представлен лаконично и грамотно. Рекомендуется к публикации Комментарии пользователей:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


Реклама

^
^

Реклама

^

Популярные теги сайта

Календарь