Бизнес обладает огромной способностью достигать самых границ нашего общества и помогает предоставлять возможности для каждого человека. Думай, прежде чем вкладывать деньги, и не забывай думать, когда уже вложил их. Бизнес — это мир побудительных стимулов и мир любви. Секрет бизнеса в том, чтобы знать что - то такое, чего не знает больше никто.
*

Коксохимическая промышленность Донбасса в первой половине ХХ века

Коксохимическая промышленность Донбасса в первой половине ХХ векаРазделы: Размещена 11.02.2016. Никольский Владимир Николаевич, доктор исторических наук, профессор, Донецкий Национальный университет, г. Донецк, профессор кафедры Отечественной и Региональной истории УДК: 94:338.45(477.62) О важности  промышленного освоения Донбасса и о его природных богатствах активно начали говорить с 30-х годов XIX века, хотя попытки изучения промышленного потенциала предпринимались и раньше.  Именно благодаря выгодному географическому положению и близости сырьевых ресурсов в Донбассе стало возможным развивать не только металлургическую промышленность, которая послужила толчком к началу развития края, но и  коксохимическую.   До Великой Отечественной войны Донбасс считался важнейшим промышленным районом СССР. В 1940 году только на территории Донецкой области работало 1260 предприятий союзного значения. На шахтах добывали 60% всего общесоюзного угля. В планах Гитлера отмечалось, что в 1943 году Донетчина должна была выплавлять для нужд Третьего Рейха более одного миллиона тонн металла.

Фашистские стратеги были уверены, что в войне победит та сторона, под чьим контролем будет Донбасс. По истории промышленности Донбасса, в частности, о становлении и развитии коксохимической промышленности, написано мало литературы. В основном это специализированные коллекционные книги, выпускаемые предприятиями: «МКХЗ. История в фактах и лицах» и «ЯКХЗ-55: Завод исключительной судьбы», в которых группы авторов изложили этапы возникновения и развития предприятий.

В книгах отражено не только их промышленное развитие, но и развитие социальной инфраструктуры.  В работах А. Иванова, В. Ляшко, Н. Первака, А. Михненко исследуется промышленное и социальное развитие Донбасса. Авторы показали  историю региона от возникновения  металлургического завода в конце XIX века до конца века XX, параллельно показывая социальные условия жизни и труда в Донбассе и городе в целом. Книга Владимира Корнилова «Донецко – Криворожская республика» рассказывает о таком историческом событии, как основание и развитие ДКР; помимо этого автор описывает общее социальное положение в регионе в послевоенный период, делая важный акцент на развитии самосознания людей и их права на самоопределение. Основные сведения по становлению и развитию коксохимической промышленности находятся в таких периодических изданиях, как «Коксохимик Макеевки», «Макеевский рабочий», «Макеевский коксохимик» и «Ясиновский коксохимик». Строительство первого коксохими­ческого завода в Макеевке было начато в 1895 году. Предпосылками для строительства стали наличие залежей высококачественных коксующихся углей и близость металлурги­ческого завода Новороссийского общества[11; с.4]. Завод строился на земельных участках, арендованных у помещика Иловайского.

В 1896 году бельгийской фирмой «Дюри Бернард» были построены 66 коксовых пламенных печей, которые работали без улавливания химических продуктов[7]. В 1902 году в Макеевке было начато строительство печей с улавливанием [5; с.11]. До 1912 года предприятие производило 160 тонн кокса в сутки. Все операции по обслуживанию коксовых печей проводились вручную [12]. После свержения самодержавия заводы стали государственными. Многие предприятия были остановлены. Рабочие пошли в красную гвардию. В феврале 1918 были национализированы все заводы и рудники в Макеевском районе.

Вследствие этого был создан угольно-металлургический комбинат, в состав которого вошел коксохимический завод [5; с.12]. Старо-Макеевский КЗ начал бурно развиваться в 1920-х. Здесь активно строились и расширялись цеха, ковались кадры для промышленности всего Советского Союза [11;с.4]. В 1925-1926-х годах выжиг кокса на предприятии превышал довоенный уровень[8]. В 1929 году ЦК партии принял постановление о реконструкции в первой пятилетке Макеевского МЗ [5;с.14]. В 1930 году началось строительство Ново-Макеевского завода, так как Старо-Макеевский коксовый завод уже не мог удовлетворить потребности металлургов [11;с.4]. В те годы предприятие по технике и мощности являлось самым крупным промышленным предприятием коксохимической промышленности [8]. 13 декабря считают днем рождения завода. Первый кокс был получен через 25,5 часов после загрузки камеры [5;с.16]. Уже в апреле новое предприятие было вызвано на социалистическое соревнование. В июне оба коллектива включились во Всесоюзный конкурс коксохимиков, в котором победителем был признан Ново-Макеевский КЗ. Ему было вручено красное знамя [3]. В 1939 году на заводе было 800 стахановцев и 356 ударников производства, коллектив выработал свыше 1,3 млн. тонн кокса, превысив проектную мощность на 40% [5;с.48]. В третьем квартале 1940 года завод добился успеха во Всесоюзном социалистическом соревновании среди коксохимиков. Коллективу присудили 1-е место и вручили Красное знамя[4;с.2]. В 1940-1941 годах на заводе  была построена первая в мире установка для непрерывной регенерации каменноугольного масла. Вскоре такие установки начали строить на всех коксохимических заводах [2]. 10 октября по приказу правительства завод был остановлен: началась эвакуация. В конце ноября эшелоны с Ново-Макеевского завода прибыли на Кузнецкий металлургический комбинат, а со Старо-Макеевского – в Кемерово[6;с.2]. 22 октября  1941 года немецко-фашистские войска заняли Макеевку.

Первым делом они взялись за восстановление шахт и заводов. Они конфисковали коксохим в пользу горно-металлургического общества «Восток» [5;с.26]. А в сентябре 1943 года, после освобождения Макеевки, начались работы по восстановлению. Первую электроэнергию получили в октябре с завода им. Кирова, которую расходовали на вращение станков в механической мастерской и на помол зерна[5;с.26]. Первым делом восстановили железную дорогу. К 5 ноября 1943 года на старом заводе были восстановлены и растоплены коксовые батареи № 5 и № 6. Через пять дней – печи батареи № 2, 17 ноября – печи батареи № 3, 27 ноября – печи батареи № 1 [5;с.26]. 15 января 1944 года стало особенным днем – после двухлетнего перерыва был дан первый кокс [5;с.26].  9 марта на заводе закончили ремонт бензольного агрегата и получили первый бензол в Донбассе.

25 апреля коксохимики подали газ мартеновским печам металлурги­ческого завода [5;с.26]. В течение года Минчермет и Государственный комитет обороны 9 раз отмечали хорошую работу макеевских коксохимиков, присуждая им в соревновании призовые места. Коллектив коксового цеха за осеннюю работу  завоевал первое место в соревновании и звание «Лучший коксовый цех» Советского Союза и переходящее Красное знамя ГКО. В 1948 году было закончено восстановление коксового цеха. Более 400 трудящихся награждены медалью «За восстановление предприятий черной металлургии Юга России» [10]. В сентябре 1955 года Старо-Макеевский и Ново-Макеевский заводы объединены в один – Макеевский коксохимический завод. В послевоенное время металлургическая промышленность остро нуждалась в сырье. Решение о строительстве нового завода возникло в связи с необходимостью удовлетворения потребности Макеевского Металлургического завода им. С. М. Кирова в коксе и газе. Приказом 5 апреля 1947 года Минчермет Советского Союза  назначил комиссию по выбору площадки для строительства завода, которая остановила выбор на участке около разъезда Чайкино, где находилось село Ясиновка [9;с.19]. Заводу требовалась огромная сумма денег. Первый директор завода А. Т. Антонов приводил такие факты: «Площадка не имела дорог с твердым покрытием, подъездных путей, водопровода и электроэнергии.

Недостаточное развитие путей на Чайкинском разъезде создавало большие трудности по приему материалов и оборудования. Весной и осенью добраться до строительства можно было только пешком или на грузовых машинах… Все это требовало большой энергии и умения…» [1]. Глобальной проблемой была так же нехватка рабочих рук. Строителей размещать было негде, техдокументация запаздывала, оборудование не выдерживало критики.

Однако уже вскоре на стройке работало 10 тысяч человек. Страна стала поставлять на будущий завод дефицитные руководящие кадры [13;с.14]. 21 марта была начата кладка батареи №1, и 20 сентября она была закончена. 19 июня  была начата кладка батареи №2. Был введен в эксплуатацию ремонтно-механический цех, и коллектив приступил к  выполнению заказов стройки [1]. 22 апреля впервые принимается напряжение по линии электропередачи от Ясиновской подстанции Донбассэнерго. 1953-й год – год наибольшей интенсивности строительства и подготовки к пуску в эксплуатацию завода. Этот год характерен так же полным выделением завода в самостоятельную организацию [1]. 20 октября был подписан акт о сдаче в эксплуатацию железнодорожной ветки, соединяющей завод со станцией Криничная. 6 ноября 1953 года машинист Н. Агибалов выдал кокс. Через полтора месяца выдала кокс и вторая батарея [1]. Уже через 11 месяцев после выдачи первого кокса на полную нагрузку работали четыре коксовые батареи производительностью 1,8 миллиона тонн, что было достигнуто впервые в практике коксохимической промышленности [1]. Ясиновский завод в то время догнал и перегнал Америку. Через год, когда большегрузная 5-я выдала первую продукцию, заявив о себе, как о самой мощной коксовой батарее в мире, английская радиостанция «ВВС» назвала эту новость «уткой». На тот момент подобные «большегрузы» имели только коксохимы в США. Но те выдавали только 620 тысяч тонн кокса в год. А донбасская - 690 [9;с.26]. Уже через 10 лет после пуска завод в 4 раза увеличил прибыль, а производительность труда  почти вдвое.

ЯКХЗ дал самый дешевый в Украине кокс, серную кислоту, сульфат аммония,  удобрение для сельского хозяйства. Завод стали посещать немецкие, итальянские, китайские, бельгийские и французские инженеры. Приезжали даже финны, у которых вообще не было ни одного коксохима, для того, чтобы увидеть лучший завод СССР [13;с.30]. Таким образом, на  общем положении Донбасса в начале ХХ века сказалось влияние ключевых политических событий: революций, гражданской войны, введения НЭПа и индустриализации. Все это сыграло свою роль в экономико-социальном положении региона. После гражданской войны  в городах Донбасса произошло массовое сокращение населения, что отразилось и на экономике региона и страны в целом.

После ВОВ Донбасс находился в тяжелом состоянии: многочисленные разрушения, засуха, голод и массовый отток людей. Регион восстанавливала вся страна – сюда массово приезжали добровольцы из Кемерово, Ленинграда, Чернигова и Ташкента. Сегодня Донецкий бассейн – это важнейший центр индустриального развития, борьба за который будет идти еще очень долго. Донбасс и его промышленное развитие всегда будет актуальным среди исследователей. 1. Антонов А. Рождение завода/А. Антонов.

//Ясиновский коксохимик. –1978. –22 сентября 2. В годы предвоенных пятилеток. Гл.3(1932–1941)//Коксохимик Макеевки. –1977. –13 апреля 3. Гольдин И. Так начиналась его история./И. Гольдин//Коксохимик Макеевки. –1982.

–17 ноября 4. И это все о нем//Коксохимик Макеевки. –2008. –17 июля(№25) 5. МКХЗ: История в фактах и лицах. – Донецк, 2007.

6. Мотылев Н. Все для фронта, все для победы!/Н. Мотылев//Коксохимик Макеевки. –2010. –7 мая(№18) 7. На рубеже двух столетий. Гл.1–я(1985–1917)//Коксохимик Макеевки.

–1977. – 23 апреля 8. На социалистической стройке. Гл.2–я(1918–1930)//Коксохимик Макеевки. –1977. –6 апреля 9. ОАО «Ясиновский коксохим завод»//Это–Донбасс/авт. Идеи, рук. проекта, гл. ред. Анна Мальцева.

– Д. Днепропетровск,2009 10. Першин А. Уверенная поступь пятилетки./А. Першин//Коксохимик Макеевки. –1982. –22 декабря 11. Полякова Е. Завод, который всегда на передовой: Макеевскому коксохиму 79 лет/Е. Полякова//Коксохимик Макеевки. –2011.

–16 декабря(№50) 12. Цифры и факты//Макеевский коксохимик. –1977. –8 сентября 13. ЯКХЗ: Завод исключительной судьбы. – Донецк, 2008. Рецензии: 12.02.2016, 14:59 Рецензия : Ульянова Юлия Семеновна.

Актуальность темы статьи Ектовой Анастасии Алексеевны выражается тем, что Донбасс втянут в тяжкие события, которые случились и продолжаются на Украине. Не все знают подробности промышленного освоения этого региона, но знать стоит. Оценка статьи положительная, она достойна публикации. Но сделано не все. Стоит одной строкой добавить, что все эти предприятия строились не частными предпринимателями, которые ныне котируются, а государством. При том не республиканской властью, а всесоюзной. Если все это делалось за счет населения, то не только украинского, но и российского. Важно, чтобы об этом знали нынешние руководители Украины. 18.02.2016, 7:52 Рецензия : Можно только приветствовать тот факт, что в Донецком нац. ун-те, не смотря на события последних лет, у студентов не угас интерес к истории. Действительно политики и часть научной элиты на Украине "из кожи лезут", чтобы представить Россию, как правопреемницу СССР, агрессором, а россиян - врагами украинцев.

Уповать на то, что "время все расставит по своим местам", играть только на руку таким украинским лжепатриотам. Полагаю, что подобные публикации, показывающие действительное единение народов, должны сыграть важную роль в развенчании новой мифологии. Статья может быть опубликована. Но я бы посоветовал автору вместе с научным руководителем отредактировать название, т. к. основной материал все-таки по советскому периоду. Может сам текст немного расширить, т. к. часть материала - перечисление фактов из истории указанных заводов, что не совсем, с моей точки зрения, соответствует научным статьям. Комментарии пользователей:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


Реклама

^
^

Реклама

^

Популярные теги сайта

Календарь