Бизнес обладает огромной способностью достигать самых границ нашего общества и помогает предоставлять возможности для каждого человека. Думай, прежде чем вкладывать деньги, и не забывай думать, когда уже вложил их. Бизнес — это мир побудительных стимулов и мир любви. Секрет бизнеса в том, чтобы знать что - то такое, чего не знает больше никто.
*

Аудиторская деятельность в Республике Беларусь, её организация и основные проблемы

Аудиторская деятельность в Республике Беларусь, её организация и основные проблемыСтатья опубликована в №21 (май) 2015 Разделы: , Размещена 06.05.2015. Последняя правка: 10.06.2015. Аудиторская деятельность в Республике Беларусь, её организация и основные проблемы Галкина Марина Николаевна, ассистент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Полесского государственного университета УДК 657.6 Глобализация финансовых и экономических отношений, интеграция стран в мировые экономические объединения усиливает необходимость повышения прозрачности деятельности предприятий и организаций, их управляемости. Приоритетное место в данном вопросе отводится аудиту, который в свою очередь призван обеспечить должной информацией о достоверности бухгалтерской отчётности предприятия. Следует отметить, что аудит представляет собой вид деятельности, связанный с независимой проверкой субъекта хозяйствования, его бухгалтерской отчётности, счетов и других документов  по поводу соблюдения установленных порядков использования им денежных средств и других ресурсов[1, с.9]. Аудиторская деятельность в Республике Беларусь в настоящее время осуществляется на основании Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», принятого 19 июня 2013 года, а также на основании национальных стандартов аудита, разрабатываемых Министерством Финансов Республики Беларусь[2]. На основании действующего законодательства Республики Беларусь аудиторскую деятельность могут осуществлять физические и юридические лица – аудиторы (индивидуальные предприниматели и аудиторские организации. Аудиторские организации и аудиторы могут осуществлять аудиторскую  деятельность сразу после государственной регистрации, при соблюдении таких требований как двухлетний стаж работы в сфере аудита и наличие не менее пяти аудиторов в штате организации[2]. Регулирование аудиторской деятельности на государственном уровне осуществляет Президент Республики Беларусь, Совет Министров, Министерство финансов, Национальный банк Республики Беларусь и другие государственные органы в соответствии с их полномочиями. В 01.01.2015 г. в Республике Беларусь действовало 1535 аудиторов, в свою очередь на 01.01.2014 г. их было 1553.

По данным Министерства Финансов Республики Беларусь за 2014 год 117 аудиторскими организациями были оказаны услуги на сумму 280201 млн. руб., а за аналогичный период времени 2013 г. данная сумма составляла 231614 млн. руб[4]. Несмотря на разнообразие органов регулирования и обширность нормативно-правовой базы, в Республике Беларусь наблюдается снижение профессионального уровня аудиторов. Отношение к аудиту со стороны большинства пользователей не соответствует тому положению, которое аудит должен выполнять в развивающейся экономической среде. Большое количество организаций обращается к услугам аудитора только потому, что они подлежат обязательному контролю. Аудиторский контроль ими применяется не в целях оптимизации и улучшения показателей своей финансовой деятельности, а лишь для того, чтобы избежать административного взыскания за уклонение от обязательного аудита.

В результате применения аудита в 2014 г.  в 2279 организациях были выявлены нарушения в ведении бухгалтерского учёта, что составляет 57.3 % от количества проверенных организаций; у 2071 хозяйствующего субъекта также были выявлены нарушения налогового законодательства, повлекшие недоплату налогов и других платежей  на сумму более 115 млрд. руб[4]. Как показывает практика, внедрение и использование международных стандартов финансовой отчётности повышает уровень эффективности аудиторской деятельности и требует качественную профессиональную подготовку субъектов аудиторской деятельности, которая позволяет отвечать необходимым требованиям стандартов аудита. Однако в большинстве случаев реализация аудита превращается только в проверку корректности исчисления налогов, что приводит к отступлению от требований законодательства об аудите. Как правило, международные стандарты аудита используются как рекомендательные документы, а не официальные документы, регламентирующие условия исполнения аудита для подтверждения достоверности финансовой отчётности предприятия. Тем не менее, введение международных стандартов аудита является приоритетным условием для вхождения Республики Беларусь и мировое бизнес-общество[3] Республиканские правила аудиторской деятельности приближены к стандартам международного класса, тем не менее, отдельные правила аудита не имеют аналогов в международной системе. Разработка и реализация аудиторской организацией системы внутренних стандартов аудита является индикатором профессионализма деятельности данной организации.

Стандарты аудита аудиторской организации нацелены на рационализацию технологии проведения аудита, снижение трудоёмкости услуг аудитора, повышение качества аудита. Следует заметить, что положения национальных стандартов предполагают возможность для организаций сферы аудита  самостоятельно контролировать некоторые вопросы проведения аудита, вместе с тем требования республиканских правил должны быть выполнены в первую очередь. Также в Республике Беларусь ежегодно составляется рейтинг по итогам деятельности аудиторских организаций, участие в котором популярно среди организаций сферы аудита Республики Беларусь. Определяющим критерием оценки является показатель выручки от аудиторских и профессиональных услуг. Первую строчку данного рейтинга в 2014 году занимает ООО «Эрнст энд Янг» , объём выручки которого составляет 26%  от всего объёма выручки, полученной всеми участниками.[4] В настоящее время хоть и созданы необходимые условия для результативного осуществления аудиторской деятельности (законодательная база, органы регулирования), всё же существуют определённые проблемы для аудита Республики Беларусь, основными из которых являются:  Ограниченность в возможностях для большинства аудиторских организаций (небольшая численность, низкая финансовая устойчивость, недостаточный уровень квалификации);  Отсутствие признания белорусского аудита на международном уровне[3]. Для решения выявленных проблем необходимо вводить универсальную систему оценки качества аудита, включающую системы внутреннего и внешнего контроля. Так же решению проблем будут способствовать новые технологии, позволяющие повысить производительность аудита.

Развитие белорусского аудита должно идти параллельно с мировыми технологиями, а внедрение этих технологий в Беларуси будет способствовать появлению национальных компаний, успешно конкурирующих с международными. Подводя итог, можно сделать вывод, что для эффективного функционирования национального аудита необходимо вносить определённые изменения, такие как: оказывать необходимую поддержку ассоциациям аудиторских компаний, обеспечить возможности и желание аудиторов Республики Беларусь защищать интересы пользователей отчётности. Решать проблему повышения квалификации аудиторов можно через профессиональные аудиторские организации, которые могут обеспечить создание систему консультирования по вопросам деятельности аудиторов как на национальном, так и региональном уровне. Можно заметить, что аудиторская деятельность компаний, организация аудита в Республике Беларусь не в полной мере соответствует показателям международного уровня, однако национальный аудит постепенно выходит на новый уровень. Расширение международных связей, углубление процессов интеграции вызвало необходимость сбалансирования национального законодательства с мировыми стандартами.

Также в соответствии с изменениями в законодательстве, помимо осуществления аудиторской деятельности, аудиторы и аудиторские организации могут оказывать определённые профессиональные услуги (оценка предпринимательских рисков, финансовое планирование, составление бизнес-планов и др.). Данные изменения способствуют расширению сферы деятельности аудиторов, тем самым благоприятно воздействуют на развитие сферы аудита. Подытожив данную информацию можно сказать, что определённое влияние на национальную сферу аудита оказывают международные тенденции и показатели, тем самым вызывая необходимость вхождения Республики Беларусь в различные международные объединения. Постепенное воздействие данных объединений уже способствует расширению рынка аудиторских услуг страны. Национальная аудиторская деятельность будет эффективной лишь в том случае, если будут учтены стандарты мирового уровня, проанализированы успешные показатели деятельности международных компаний и приняты на практике основные тенденции улучшения аудита в соответствии с законодательством. 1. Дробышевский, Н. П. Ревизия и аудит: учеб. пособие / Н. П. Дробышевский, Д. Т. Солодкий. – 2 изд., перераб. и доп. – Минск: ООО «Мисанта», 2009 - 130 с. 2. Закон Республики Беларусь “Об аудиторской деятельности”: принят Палатой представителей 19 июня 2013г.: одобр.

Советом Респ. 28 июня 2013г.: текст кодекса по состоянию на 19 июня 2013г. – Консультант плюс: Беларусь 3. Кожарская, Н. В. Актуальные проблемы организации аудита в условиях его перехода на международные стандарты / Н. В. Кожарская // [Электронный ресурс]. – 2010. URL: http://media.

miu. by/files/store/items/uses/xx/mim_uses_xx_03010.pdf Дата доступа 4. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь / URL: http://www. minfin. gov. by/auditor_activities, Дата доступа - 30.04.2015 Рецензии: 11.06.2015, 21:43 Рецензия Комментарии пользователей:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


Реклама

^
^

Реклама

^

Популярные теги сайта

Календарь