Бизнес обладает огромной способностью достигать самых границ нашего общества и помогает предоставлять возможности для каждого человека. Думай, прежде чем вкладывать деньги, и не забывай думать, когда уже вложил их. Бизнес — это мир побудительных стимулов и мир любви. Секрет бизнеса в том, чтобы знать что - то такое, чего не знает больше никто.
*

Развитие коммуникативных навыков общения у детей раннего возраста на базе центра раннего развития и в дошкольной образовательной организации

Развитие коммуникативных навыков общения у детей раннего возраста на базе центра раннего развития и в дошкольной образовательной организацииСтатья опубликована в №21 (май) 2015 Разделы: Размещена 31.05.2015. Последняя правка: 30.05.2015.   УДК 159.922.736.2 В современной России существенно изменился социокультурный контекст воспитания подрастающего поколения. Значительно возросли образовательная и самообразовательная функции в детских образовательных организациях и центрах раннего развития ребенка, профессиональная значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в развитии коммуникативных навыков общения. Содержание воспитательного процесса в детских образовательных организациях и центрах раннего развития определяется коммуникативными целями и задачами на всех этапах воспитания, где оно уже направлено на развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности детей, позволяющей им быть равными партнерами межкультурного общения в культурной, бытовой и повседневной сферах [2]. Коммуникативные навыки являются условием развития личности детей и проявляются в процессе общения; сформированность коммуникативных навыков является субъективным условием эффективности социализации личности и самостоятельного осуществления детьми различных видов деятельности (перцептивной, информационной, интерактивной); в основе развития коммуникативных навыков общения лежит идея личностно-ориентированного подхода (З. М. Богуславская, A. B. Запорожец, М. И. Лисина, А. Г. Рузская, Д. Б. Эльконин). Коммуникативные навыки общения детей в возрасте 2-3 лет развиваются в обществе с окружающими людьми в процессе жизнедеятельности. Успешность и интенсивность их развития зависит от целенаправленной помощи со стороны педагогов и родителей [1, c. 58]. В Российском обществе постоянно растет потребность в людях, обладающих разносторонними знаниями. Современные дошкольные образовательные организации и центры раннего развития, с существующим в них набором форм и методов воспитания, обучения и развития, не в должной степени способствует развитию коммуникативных навыков общения у детей раннего возрастного периода. Изменение отношения общества к раннему детству потребовало пересмотра содержания, форм и методов работы, создания технологий, отвечающих требованиям гуманизации образовательного процесса, личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком [4]. Для подтверждения теоретических выводов, была проведена опытно-экспериментальная работа на базе МБДОУ д/с комбинированного вида № 5 и детского развивающего клуба «Пчелкин дом» г. Ставрополя с детьми раннего возраста (2-3 года). В эксперименте принимали участие две группы: воспитанники ДОО (10 человек) и дети, посещающие ЦРР (10 человек).

В ходе практической работы обнаружилась необходимость использования целого комплекса диагностических методов, так как преобладающе количество традиционно используемых методик исследования в области изучения коммуникативных навыков общения детей не являются специфическими. Таким образом, была проведена оценка количественных и качественных показателей развития коммуникативных навыков общения у детей раннего возраста, воспитывающихся в дошкольной образовательной организации и посещающих центр раннего развития (Таблица 1). Таблица 1. – Показатели развития коммуникативных навыков общения у детей раннего возраста Полученные результаты позволяют определить состояние импрессивной и экспрессивной речи ребенка в возрасте 2-3 лет, а именно: уровень восприятия и понимания речи воспитателя и родителей, умение действовать по инструкции взрослого, объем пассивного и активного словаря, изучить навыки словообразования и грамматический строй речи. 30% детей дошкольной образовательной организации и центра раннего развития ребенка показали высокий уровень развития экспрессивной речи: интонационная выразительность и активность ребенка в общении, развернутая фразовая речь, использование в речи простых распространенных и сложных предложений, правильное употребление простых грамматических форм, объем активного словаря соответствует нормам возрастного развития. Средний уровень развития экспрессивной речи был отмечен у 50% воспитанников ЦРР и 40% ДОО: активная речь - простые предложения из 2-3 слов, правильно употребляют простые грамматические формы, неточное употребление глаголов, пропускают и заменяет предлоги; в активном словаре заметно преобладают существительные. Для 20% детей из центра раннего развития и 30% воспитанников из дошкольной образовательной организации характерны простая фраза, состоящая из 2-3 слов, простые конструкции предложений, высказывания на уровне перечисления воспринимаемых предметов и действий, отмечается не сформированный грамматический строй речи, ограничен активный словарь, наблюдаются ошибки в употреблении действий и признаков, что соответствует низкому уровню развития экспрессивной речи детей раннего возраста. 40% и 30% испытуемых из ЦРР и ДОО соответственно показали высокий уровень развития импрессивной речи. Данная категория детей проявляет активность в общении, интерес, понимание инструкции с первого раза. Группу детей со средним уровнем развития изучаемого вида речи составили 40% испытуемых из центра раннего развития и 30% детей дошкольной образовательной организации. Эти воспитанники нуждаются в незначительной помощи в виде подсказок, редко пользуется невербальными средствами общения, ребенок участвует в общении чаще по инициативе взрослого, понимание инструкции при 2-3-х повторениях.

20% детей центра раннего развития и 40% испытуемых из дошкольной образовательной организации не проявляют активности и инициативности при общении, понимают инструкции при 2-3-х кратном повторении взрослых, отсутствует интерес к выполнению задания, и как следствие дети данной группы невнимательны. Перечисленные характеристики соответствуют низкому уровню развития импрессивного вида речи. Анализируя и обобщая полученные результаты исследования, мы можем сделать вывод об уровне развития коммуникативных навыков общения испытуемых, представленные в Таблице 2. Воспитанники дошкольной образовательной организации и центра раннего развития имеют одинаковый уровень развития коммуникативных навыков общения со взрослыми и сверстниками. Таблица 2. – Уровень развития коммуникативного навыка детей раннего возраста из ДОО и ЦРР На основе полученных результатов на констатирующем эатпе опытно-эмпирического исследования нами была разработана и апробирована программа реализации психолого-педагогических условий развития коммуникативных навыков общения у детей раннего возраста. Цель программы: развитие коммуникативных навыков общения детей раннего возраста через организацию разнообразных форм совместной деятельности.

• создание положительной эмоциональной атмосферы, обеспечение комфорта и защищенности; • содействие применению опыта коммуникации, полученного ребенком на занятиях в ДОО и ЦРР, а также в повседневной жизни; формирование способности устанавливать эмоциональный контакт со взрослым, обеспечить развитие сотрудничества в процессе совместной деятельности, а также обучение ребенка способам усвоения общественного опыта; побуждение детей внимательно слушать, соблюдать очередность, пользоваться наряду с жестами и мимикой словами, необходимыми для выражения желаний и налаживания взаимоотношений с окружающими; использование методов, средств, приёмов, способствующих созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у детей; создание развивающей предметно-пространственной среды [5]. 1. блок - В работе с детьми используем следующие формы совместной деятельности: - сценарии активизирующего общения.  Наиболее эффективны, по нашему мнению, игры на развитие мелкой моторики рук и сценарии активизирующего общения. блок – Взаимодействие родителей с детьми. Используем комплексный подход к построению развивающего процесса, способствующий возникновению у воспитанника потребности в общении, налаживанию устойчивых эмоциональных контактов с родителями (малыш проявляет интерес к взрослому, испытывает доверие к нему). У ребенка развивается привязанность к играющему с ним взрослому, формируется деловой и познавательный мотив общения в процессе взаимодействия.

Таким образом,  произносительные компетенции, которые формируются у детей в совместной со взрослыми деятельности, постепенно переносятся в совместную деятельность со сверстниками, а затем и в самостоятельную деятельность. Наиболее легко и органично для ребенка осуществлять этот переход в игровой деятельности. Для изучения эффективности авторской программы нами проведен контрольный этап опытно-экспериментального исследования развития коммуникативных навыков общения детей раннего возраста на базе центра раннего развития и в дошкольной образовательной организации. Таблица 3. – Динамика развития коммуникативных навыков общения у детей раннего возраста Обобщив результаты исследования, представленные в Таблице 3, мы выделили уровень развития экспрессивной и импрессивной речи после формирующего эксперимента. На 30% и 40% детей ДОО и ЦРР увеличилось с высоким уровнем развития экспрессивной речи. Средний уровень развития экспрессивной речи снизился на 10% в обеих группах испытуемых.

Детей с низким уровнем развития экспрессивной речи не зафиксировано как в группе испытуемых центра раннего развития, так и дошкольной образовательной организации. Более половины детей каждой группы относятся к высокому уровню развития импрессивной речи. Группа детей со средним уровнем развития изучаемого вида речи изменилась незначительно: 30% детей центра раннего развития и 40% воспитанников дошкольной образовательной организации. Только 10% испытуемых из центра раннего развития ребенка не проявляют активности и инициативности при общении со взрослыми и детьми, отсутствует интерес к выполнению различных видов заданий, невнимательны, частично понимают инструкции при 2-3-х повторениях, что соответствует низкому уровню развития импрессивной речи. Обобщая полученные результаты исследования, мы можем сделать вывод о динамике развития уровня коммуникативного навыка общения испытуемых. Таблица 4. – Динамика развития уровня коммуникативного навыка у детей раннего возраста Таким образом, большинство воспитанников центра раннего развития и дошкольной образовательной организации имеют средний и высокий уровень развития коммуникативных навыков общения; наблюдается положительная динамика результатов опытно-экспериментального исследования. Находясь временно в коллективе сверстников центра раннего развития, ребенок недостаточно полноценно учится общаться с другими детьми, отстаивать свое собственное мнение и прислушиваться к чужому. Он учится жить в коллективе, учится самостоятельности.

Данное обстоятельство мы можем объяснить следующими детерминантами: цель центра раннего развития ребенка - помочь раскрыть потенциал детей, не упустить время раннего развития ребенка и разнообразить его досуг; дети нерегулярно проводят время в группе сверстников;, в центре раннего развития ребенка не созданы специальные психолого-педагогические условия для развития речи детей и в связи с этим развитие коммуникативных навыков общения не достигает 100% высокого уровня. В группе воспитанников дошкольной образовательной организации увеличился высокий уровень развития с 30% до 60%, количество испытуемых на низком уровне сократилось на 20%. Достаточно высокий результаты нашего эксперимента обусловлены не только эффективностью разработанной и реализованной нами развивающей программы, но задачами и содержанием воспитательно-образовательного процесса дошкольной образовательной организации. Педагоги данного учреждения создают оптимальные психолого-педагогические условия для полноценного усвоения коммуникативного навыка общения детьми. Согласованность в действиях воспитателей ДОО, узких специалистов и родителей помогает поднять качество и эффективность работы по развитию коммуникативного навыка общения воспитанников с максимальным учетом индивидуальных и гендерных особенностей каждого ребенка раннего возраста. Группы оснащены современным игровым оборудованием, которое включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей раннего периода и провоцирующий речевую активность и, как следствие, развитие коммуникативных навыков общения. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, игрушки для развития правильного речевого выдоха, комплексы пальчиковых игр, тематические альбомы, игры для обогащения активного словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

На занятиях всех педагогов дошкольной образовательной организации большое внимание уделяется развитию активного и пассивного словаря. Проводится систематическая работа по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. На музыкальных занятиях проводится работа над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. Ежедневное проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики регулярно отражается в календарных планах воспитателей дошкольной образовательной организации. Следовательно, мы можем говорить о том, что эффективное развитие коммуникативных навыков общения детей раннего возраста возможно при условии систематического специального коммуникативно направленного общения со взрослыми и сверстниками.

  1. Волков, Б. С., Волкова, Н. В. Психология общения в детском возрасте; 3 – издание, из серии «Детскому психологу». – СПб.: Питер, 2010. 2. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. 3. Горлова, О. А. Формирование коммуникативно-речевых умений у детей раннего возраста: автореф. к. пед. н. – М., 2012.

4. Лютова, Е. К., Монина, Г. Б. Тренинг общения с ребёнком, период раннего детства. – СПб.: «Речь», 2006. 5. Орлянская, Р. Р. Речевая активность детей раннего возраста как фактор их социализации и развития // Семья в России. - 2009. - №1. Рецензии: 1.06.2015, 9:12 Рецензия : Тема актуальна. Материал отличается хорошой логикой построения.

Достоверность результатов не вызывает сомнения. Рекомендуется к публикации. Комментарии пользователей:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


Реклама

^
^

Реклама

^

Популярные теги сайта

Календарь