Бизнес обладает огромной способностью достигать самых границ нашего общества и помогает предоставлять возможности для каждого человека. Думай, прежде чем вкладывать деньги, и не забывай думать, когда уже вложил их. Бизнес — это мир побудительных стимулов и мир любви. Секрет бизнеса в том, чтобы знать что - то такое, чего не знает больше никто.
*

Сотрудничество библиотекаря и преподавателя в формировании навыков речевой культуры в учебной библиотеке колледжа

Сотрудничество библиотекаря и преподавателя в формировании навыков речевой культуры в учебной библиотеке колледжаСтатья опубликована в №15 (ноябрь) 2014 Разделы: Размещена 28.11.2014. Последняя правка: 28.11.2014. Исмагулова Мария Шагмановна, зав. библиотекой ГККП Политехнический колледж г. Астана  УДК 808.51:02 Меняющаяся концепция образования предполагает освоение нового содержание образования, овладение инновационными технологиями, внедрение таких методов воспитания и обучения, которые учитывали бы социальные и культурные изменения характерные для XXI века. Перестройка системы образования обусловлена новыми целевыми ориентирами - «поворот» к личности и создание условий для ее развития. Для эффективной деятельности в различных сферах будущим специалистам необходимо овладеть высокой речевой культурой.

Студентам учебных заведений технического и профессионального образования это особенно важно, так как преподавание специальных дисциплин, занимающее большую часть учебного времени, предполагает, прежде всего, работу с техническими текстами, нормативными документами, схемами, письменное оформление графических решений, защита курсовых и дипломных проектов. Вопросы формирования навыков речевой культуры в Политехническом колледже г. Астаны (Республика Казахстан) актуальны и проходят по многим направлениям. Непосредственно развитием устной речи  студенты занимаются на 1-2 курсах, где изучаются общеобразовательные дисциплины, где происходит развитие практических навыков общения и поведения, в том числе при изучении гуманитарных дисциплин «Русский язык и культура речи», «Деловое общение». А. Н. Ксенофонтова рассматривая термин «культура речи» утверждает, что культура речи - это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатруднительное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения. [10] С целью продвижения чтения средствами визуальной культуры и повышению культуры речи, сотрудники библиотеки разработали классный час  и презентацию по подготовке к публичному выступлению «К выступлению готов!», где обозначены  критерии успешного публичного выступления.

Студентам 1 курса предлагается экспромт-выступление по предложенным слайдам по специальности: «Необычные отели мира», «Престижные автомобили мира», «Безопасный Интернет» и по темам на выбор: «Речевое поведение сверстников», «Молодежный жаргон»,  «Художественное выступление» или на свободную тему, придерживаясь структуры выступления: вступление, основная часть, заключение, c применением факторов убедительности. После каждого сообщения подводятся предварительные итоги, все присутствующие высказывают свои пожелания и замечания.  По общему мнению, неотъемлемые качества хороших ораторских манер - непринужденность, корректность, воодушевление, уверенность и  дружеский тон.  В финале выбирается лучший оратор,  чья речь в полной мере соответствовала всем параметрам оценки. На этапе подготовки речи главенствующая роль принадлежит логике, использование законов которой необходимо в процессе подбора и отбора фактического материала, разработки плана и композиции выступления, формулировки тезиса, обеспечения доказательности и аргументированности речи.

[6] Языковая культура оратора и техника речи обеспечат эффективность, доходчивость и выразительность выступления. Так же оратору должны быть присуща высокая культура, это поможет оратору преодолеть возможные недостатки своего характера, развить необходимые свойства собственной личности, психологические качества, которые нужны для работы с аудиторией. Наиболее удачные выступления становятся сюжетами учебных видеофильмов, которые используются на мероприятиях библиотеки по межличностному общению. В библиотеке ведется исследовательская работа по изучению особенностей общения подростков. В ходе мероприятий по культуре общения студенты проводят наблюдения, принимают участие в опросе по проблемам речевого поведения сверстников.

Результаты исследования войдут в методическую разработку библиотеки на тему «Культура общения обучающихся колледжа и ее формирование».  Если проанализировать все этапы подготовки и проведения устного публичного выступления можно установить, что для успешного публичного выступления оратору необходимо привлекать данные различных наук, опираться на их категории и законы, пользоваться на практике методологическими правилами, применять широкий диапазон умений и навыков. [7] Таким образом, одна из задач библиотеки пробудить интерес к книге, сформировать информационную культуру у подрастающего поколения, воспитать навыки творческого чтения у различных читательских групп. Повышение уровня профессионально-творческой подготовки студентов, совершенствование форм привлечения молодежи к научным исследованиям одна из задач учебно-воспитательного процесса.

Важным направлением в формировании речевой культуры как фактора профессионального становления специалиста является применение риторических приемов и методов в учебной деятельности, в том числе, во внеклассной работе библиотеки по ораторскому мастерству. Полученные навыки используются при защите научных работ: рефератов, докладов. Определенным практическим результатом учебной деятельности можно считать защиту курсовых и дипломных проектов. Преподаватели получают возможность оценить плоды своих совместных усилий по развитию культуры речи будущих специалистов.

Процесс формирования коммуникативной культуры находит отражение в совместной деятельности преподавателей разных дисциплин, в стремлении работать в команде единомышленников. Прослеживаются межпредметные связи, подкрепленные внеурочными мероприятиями библиотеки. В целях адаптации первокурсников к учебному процессу с сентября текущего года в библиотеке проведены: литературный вечер   «Истоки нравственности родной земли. Саин Муратбеков: жизнь и творчество»   в рамках поддержки Республиканской Акции «Одна страна - одна книга. Саин Муратбеков. Горький запах полыни» совместно с группой С-14-16б, куратор Грошева Евгения Юрьевна; турнир «Право быть равными»  Ис-13-1б, куратор Камбарова Ж. Б.; лекторий «Восхождение по ступенькам права» П-13-30гб, куратор Мухтарова Торгай Есемжановна; 90 лет (1924) со дня рождения «Халык Каhарманы» Рахымжана Кошкарбаева  и 90 лет (1924) со дня рождения выдающегося писателя, Лауреата Государственной премии СССР Абдижамила Керимулы Нурпеисова презентация, классный час из цикла  «Время. События. Люди» Ис-14-2б, куратор Абдрахманова Жанна Есембековна; Урок русского языка в библиотеке. Лексические словари.

Практическая работа со словарями.  « Кітапханалық нұсқаушы: мыңдаған дана беттер. Библиогид: Тысяча мудрых страниц» в группах 1 курса совместно с преподавателем русского языка Павлович Ириной Иосифовной; подготовка к публичному выступлению   «К выступлению готов!» ОГХ-14-2б, куратор Есмурзина Елукуль Ахметжановна; классный час «Безопасный Интернет» П-14-34б, куратор  Бейсембаева Ляззат Кокенаевна ; «Битва займется – меня там ищите…», к 120- летию (1894) со дня рождения писателя Беймбета Майлина классный час из цикла «Время. События.

Люди» П-14-32гб, куратор Турганбаева Арманай Ураловна;  марафон    «1 декабря - День Президента» Ск-14-13б, Качанова Вера Григорьевна.   В читальном зале библиотеки традиционно проходят Отчеты по итогам производственно-технологической практики по одной из специальностей колледжа.  В текущем году заседание Круглого стола  прошло с участием  студентов специальности «Строительство зданий и сооружений».  На заседание  были приглашены представители  социальных партнеров:  ПСК «Клен», корпорации «Базис-А», холдинг BI Group Дивизион «МЖК».  Защита  проходила в форме устных выступлений студентов за мультимедийным цифровым подиумом с использованием компьютерной презентации.

Практиканты   групп ССК-12-11Б (руководители практик - Елибаева З. Т., Качанова В. Г) проходившие практику в «АстанаТрансСтрой» и ПСК «Клен» на объектах «Арман кала», «Черемушки» отметили, что на местах прохождения практики были созданы необходимые условия: выделены помещение для отдыха, спецодежда, почасовая оплата труда, проведен инструктаж.   По итогам практики  в «МЖК» студенты группы С-11-4гб (руководитель - Сейтжанова А. Г.) отметили наставничество и поддержку студентов на местах прохождения практик, а руководитель практики Елибаева З. Т.  поблагодарила мастера участка Капышева К. Б., бригадира Джамалова Д. К., зам. бригадира Жанабекова О. Т. за теплое отношение к обучающимся.   Студенты наглядно продемонстрировали практическое владение технической документацией. Среди них, Асылбеков Айбат, которому был доверен сложный участок работы как  контроль  и приемка работ по дефектам строительства. Айбат отметил, что под качеством строительства, понимают совокупность функциональных, технологических, конструктивных и эстетических свойств вводимых в эксплуатацию объектов и наглядно проиллюстрировал свое выступление примерами допущенных дефектов строительства. Руководители практики, охарактеризовали Айбата, как ответственного и грамотного практиканта, который успешно справился с поставленной задачей и ему уже поступило предложение по трудоустройству. Приглашенные  представители  организаций и предприятий баз практик, которые совместно с руководителями от предметно-цикловых комиссий колледжа  подвели итоги работы студентов, вынесли  оценку, высказали замечания и пожелания. Начальник участка ПСК «Клен», Вольский Александр Иосифович отметил в выступлениях студентов: владение профессиональной терминологией, теоретическое знание технологии организации строительного производства, освоение практических навыков, подтвержденные в представленных презентациях. Заместитель директора по учебно-производственной работе Куликова Г. Р. подчеркнула, что «…в колледже создана материально-техническая база для освоения теоретических знаний.

Производственная  практика  была организована  в соответствии с графиком учебного  процесса  на  основе  договоров, заключенных между колледжем и работодателями. В ходе круглого стола мы убедились, что производственная практика студентов IV курса  на ведущих предприятиях стройиндустрии г. Астаны закрепили теоретические и практические знания, полученные в процессе изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин. Круг задач, решаемых в ходе практики, охватывает вопросы, связанные с проектированием и строительством объектов, изучением стандартов и инструкций, современного программного обеспечения и многое другое. Ребята приобрели практические знания и умения  будущей профессии, получили консультации от инженерно-технических работников и высококвалифицированных рабочих. Заслушанные отчеты и презентации показали успешное прохождение практики».   Таким образом, существующая организация учебного процесса в колледже способствует приобретению необходимых знаний по специальностям и создает условия для непрерывного получения и накопления профессиональных умений и  навыков, в том числе и опыта публичных выступлений.  В заключении, отметим, что проводимые мероприятия библиотеки совместно с кураторами групп, творчески работающими преподавателями способствуют становлению культуры личности будущего специалиста: его общей культуры, индивидуальности, способности, самовоспитания и постоянного самообразования. 1. Искусство ораторского мастерства - Конструктор Успеха - [Электронный ресурс] - Режим доступа: constructorus.

ru/samorazvitie/oratorskoe-iskusstvo. htm (5 авг. 2014) 2. Ораторское мастерство - [Электронный ресурс] - Режим доступа: orator-nika. kz/ (8 окт. 2014) 3. Ораторское мастерство и публичное выступление для... - [Электронный ресурс] - Режим доступа: bezrukova. kz/.../oratorskoe-masterstvo-i-publichnoe-vy-stuplenie-dlya-d. (14 окт. 2014) 4. Ораторское искусство - Википедия - [Электронный ресурс]- Режим доступа: ru. wikipedia. org/wiki/Ораторское_искусство (14 окт. 2014) 5. Психология и развитие личности - BProfi. kz - [Электронный ресурс] - Режим доступа: www. bprofi. kz/category/personality_development (14 окт. 2014) 6. Риторика и её роль в развитии гуманитарных наук: Лекция по риторике: материалы факультатива - kondraschischool. narod. ru/sss/lekzia.

doc (14 окт 2014) 7. Рогачев С. А. «Ораторское искусство»: научное сообщение - http://revolution. allbest. ru/languages/00039814_0.html(14.окт 2014) 8. Самыгин С. И. Деловое общение: учебное пособие – М.: КНОРУС, 2012 – 440 с. 9.Устинов Дмитрий: Ораторское мастерство | Психология... [Электронный ресурс] - Режим доступа: www. ustinow.

ru (14 окт. 2014) 10. Якушева С. Д. Формирование речевой культуры личности педагога-мастера -[Электронный ресурс]- Режим доступа: http://sibac. info/index. php/2009-07-01-10-21-16/2981-2012-05-30-12-06-51(14.окт.2014) Комментарии пользователей:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


Реклама

^
^

Реклама

^

Популярные теги сайта

Календарь