Бизнес обладает огромной способностью достигать самых границ нашего общества и помогает предоставлять возможности для каждого человека. Думай, прежде чем вкладывать деньги, и не забывай думать, когда уже вложил их. Бизнес — это мир побудительных стимулов и мир любви. Секрет бизнеса в том, чтобы знать что - то такое, чего не знает больше никто.
*

Проблемы и основные направления совершенствования контрольно-ревизионной деятельности в Республике Беларусь

Проблемы и основные направления совершенствования контрольно-ревизионной деятельности в Республике БеларусьРазделы: Размещена 29.04.2015. Последняя правка: 28.04.2015. Галкина Марина Николаевна, ассистент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Полесского государственного университета УДК 657.6 Формирование  рыночных  экономических отношений повышает  потребность  в достоверной информации между  предприятиями,  фирмами,  компаниями,  акционерными обществами  и их кредиторами,  поставщиками,  акционерами. В  связи  с  этим  возникает потребность совершенствовать контрольную деятельность с целью повышения ее действенности и эффективности. Таким образом, вопросы  организации контрольно-ревизионной  деятельности  в  Республике  Беларусь  являются  актуальными  на сегодняшний день.

Ревизия определяется как способ последующего контроля за производственной и хозяйственно - финансовой деятельностью предприятий, организаций, в процессе которого устанавливается законность, достоверность и экономическая целесообразность совершенных операций, ведение бухгалтерского учета в соответствие нормативно-законодательным актам, а также достоверность учетных и отчетных показателей [3]. В Республике Беларусь государственный контроль осуществляют такие органы как Комитет государственного контроля, Министерство финансов, Национальный банк,  и другие органы, осуществляющие ведомственный контроль. Перечень данных органов утвержден Указом Президента Республики Беларусь № 510 от 16.10.2009 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Данным документом определена сфера деятельности каждого контролирующего (надзорного) органа. В данном Указе определяются права и обязанности контролирующих (надзорных) органов и проверяемых субъектов, а также порядок организации и осуществления контроля (надзора) в Республике Беларусь.[2]. Необходимо выделить основные нарушения законодательства, выявляемые при осуществлении контрольной деятельности, чтобы оценить современное состояние контрольно-ревизионной работы в Республике Беларусь. К ним относятся завышение стоимости выполненных строительно-монтажных работ, нарушения при расчётах за коммунальные и другие услуги, нарушения в оплате труда по причине содержания сверхштатной и сверхлимитной численности работников, необоснованное установление надбавок и доплат, выплата премий сверх планового фонда. В Республике Беларусь уделяется значительное внимание организации и проведению контрольно-ревизионной работы, что является следствием многочисленных проверок и выявления нарушений.

Так, по итогам января – июня 2014 г. количество проверок, проведенных  Комитетом государственного контроля субъектов хозяйствования сократилось на 15,5% (с 1031 до 871) по сравнению с январем – июнем 2013 г. В бюджет взыскано 775,5 млрд. руб. денежных средств, что в 2,1 раза больше, чем в соответствующем периоде прошлого года, сэкономлено (предотвращено необоснованных выплат) государственных средств на сумму 1,17 трлн. руб. (на 61,2% больше). Экономический эффект от одной проверки в среднем по системе Комитета составил 3,4 млрд. руб. (увеличился на 35,8%). К административной и дисциплинарной ответственности привлечены 7367 человек (рост на 11,4%), в том числе 121 – освобожден от занимаемой должности. В правоохранительные органы направлено 936 материалов, по которым возбуждено 547 уголовных дел (на 58,1% больше). Департаментом финансовых расследований Комитета выявлено 635 (за первое полугодие 2013 г. – 548) преступлений, из них по компетенции органов финансовых расследований – 567 (492), в том числе 37 (17) – коррупционной направленности. Взыскано в бюджет денежных средств на сумму 189,4 млрд. руб. (в 2 раза больше), в том числе  поступило в ходе расследования уголовных дел – 55 млрд.

руб. (рост в 5,3 раза). На счетах 170 лжепредпринимательских структур арестовано 16,2 млрд. руб. (в 2,3 раза больше). С использованием информации Департамента финансового мониторинга Комитета (939 сообщений) контролирующими и правоохранительными органами применено административных штрафов на сумму 207,5 млрд. руб. (в 2,1 раза больше, чем в январе – июне 2013 г.), взыскано в бюджет и обращено в доход государства 83,9 млрд. руб. (в 2,2 раза больше), возбуждено 197 (170) уголовных дел [1]. Анализ деятельности Комитета государственного контроля показал, что, несмотря на сокращение количества проверок, денежные средства, взысканные в бюджет, значительно увеличились в 2014 году по сравнению с 2013. Также возросло количество выявленных преступлений и взысканных штрафов. Это позволяет сделать вывод  о повышении эффективности и результативности контрольных мероприятий органов Комитета.  отсутствие системного законодательства, четко регламентирующего контрольную сферу; слабая информационная работа органов, осуществляющих контрольную деятельность.

В настоящее время  органы  государственной  власти  уделяют  серьезное  внимание  вопросам совершенствования  контрольно-ревизионной  работы  в  стране.  Поскольку  очевидно,  что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля деятельности, как макроэкономических структур, так и субъектов хозяйствования [3]. Таким образом, можно выделить основные направления совершенствования работы контрольно-ревизионных органов. Необходимо уделять больше внимания публичному освещению деятельности органов госконтроля с целью придания гласности и открытости своей работе, а также предупреждения общественности о неотвратимости наказания за нарушения законодательства и достижения профилактических целей. Руководством Комитета государственного контроля регулярно должны посещаться организации и предприятия, организовываться встречи с трудовыми коллективами и населением по месту жительства, проводится «прямые линии» и личные приемы граждан, чтобы сократить количество нарушений.

Необходимо обеспечить большую прозрачность процедур проверок путем доведения до общественности информации о результатах работы органов государственного контроля. Для этого могут быть задействованы различные медиа-ресурсы (электронные, печатные, Интернет, СМИ),  могут применятся разнообразные и эффективные формы и методы подачи информации. Большое внимание необходимо уделять международному сотрудничеству с целью обмена опытом и внедрения в практику мировых стандартов финансового контроля и прогрессивных технологий. Также необходимо обеспечить тесное взаимодействие государственного контрольно-ревизионного аппарата с другими органами контроля, также расширить правовую базу, регламентирующую контрольно ревизионную деятельность. Повышению эффективности и результативности работы Комитета государственного контроля способствует постоянное совершенствование системы методического и методологического обеспечения контрольной деятельности, а также внедрение в практику новых принципов, форм и методов проведения проверок и подготовки отчетов о результатах контрольных мероприятий. Успешная  реализация  данных  мер  должна  способствовать  организации  современной  и эффективной контрольно-ревизионной работы в Республике Беларусь. 1. Официальный сайт Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

– Отчет об итогах работы Комитета государственного контроля Республики Беларусь за 1 полугодие 2014 года - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www. kgk. gov. by/ru/control-deyatelnost - Дата доступа:26.04.2015. 2. О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь: указ Президента Республики Беларусь, 26 июля 2012 г. , N 332// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2012. - N1/13654. 3. Ревизия и аудит: Учеб. комплекс/ В. А. Хмельницкий. – Мн.: Книжный дом, 2005.- 480 с. Комментарии пользователей:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


Реклама

^
^

Реклама

^

Популярные теги сайта

Календарь