Бизнес обладает огромной способностью достигать самых границ нашего общества и помогает предоставлять возможности для каждого человека. Думай, прежде чем вкладывать деньги, и не забывай думать, когда уже вложил их. Бизнес — это мир побудительных стимулов и мир любви. Секрет бизнеса в том, чтобы знать что - то такое, чего не знает больше никто.
*

Взаимосвязь внутреннего самоконтроля и социально-психологической адаптации школьника в период ранней юности

Взаимосвязь внутреннего самоконтроля и социально-психологической адаптации школьника в период ранней юностиСтатья опубликована в №21 (май) 2015 Разделы: Размещена 07.05.2015. Последняя правка: 07.06.2015. Шахматова О. Н. - кандидат педагогических наук, доцент, профессор РГППУ УДК 1 Процесс адаптации психологи обычно трактуют как процесс приспособления к условиям социальной среды и социального окружения [3] . Состояние современного российского общества, находящегося на этапе трансформации, и России в целом, обостряет проблемы социально-психологической адаптации личности. Это вызвано, с одной стороны, выдвижением новых требований к личности со стороны общества, размыванием и изменением системы традиционных ценностей, а с другой стороны, в периоды перемен и трансформаций общественной жизни нормы адаптации личности, как правило, либо теряют свое значение, либо отсутствуют [1]. У любого человека не остается выбора: приспосабливаться к новым условиям среды и постоянно меняющемуся обществу или нет. Индивидуально-психологические особенности социально-психологической адаптации во многом обусловлены типологическими характеристиками личности, в частности мерой ответственности за происходящие события, т. е. локусом контроля или внутренним самоконтролем. Цель  исследования состоит в изучении взаимосвязи социально - психологической адаптации и локуса контроля школьников в возрасте от 15 до 17 лет. Задачи: 1)  Осуществить теоретический анализ работ по психологическим проблемам социально - психологической адаптации и локуса контроля. 2)  Продиагностировать уровень социально - психологической адаптации, тип локуса контроля. 3)  Сопоставить полученные результаты с имеющимися тестовыми нормами. 4)  Провести корреляционный анализ.

5)  Сделать выводы по результатам обследования. Методологической основой исследования социально - психологической адаптации являются теоретические и методологические положения, авторы которых:  К. А. Абульханова - Славская, Г. А. Балл, А. А. Реан, А. А. Налчаджян, А. В. Филиппов, В. П. Казначеев, Ф. Б. Березин, А. Н. Жмыриков, Г. Селье и т. д Методологической основой исследования локуса контроля являются такие основные теоретические и методологические положения, авторами которых являются: Дж. Роттер, А. Бандура, Л. Хьелл и Д. Зиглер, Д. Майерс, Р. Лао, Д. Стрикланд, К. Вэлстоун и Б. Вэлстоун, Фарес, В. Н. Дружинин. Для изучения внутреннего самоконтроля и особенностей социально - психологической адаптации личности  в период ранней юности было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие обучающиеся 9 и 10 классов МБОУ СОШ №77. В исследовании приняли участие 60 человек, в возрасте от 15 до 17 лет, из них 28 юношей и 32 девушки. Для изучения были использованы методики: «Определение локуса контроля» (Дж. Роттера) [2], «Социально-психологическй адаптации» (К. Роджерса, Р. Даймонд) [4]. Обследование школьников показало, что показатель социально-психологической адаптации находится в пределах нормы (норма: 66-136 баллов) (х =65,5, Мо=82, Ме=68). Это говорит о том, что в целом участники исследования адаптированы к условиям социальной среды, а именно образовательной среды школы. Также это может говорить о том, что большинство опрошенных школьников успешно социализированы в обществе.

=50,15, Мо=49, Ме=49). Это значит, что в целом группа опрошенных школьников способна воспринимать других людей такими, какие они есть, давать им право высказаться и не осуждать их за это, тем самым проявляя уважение к их мнению, даже если оно не сходится с их. Этот показатель отражает сформированную социальную толерантность обучающихся. По шкале «Самопринятие» среднее значение равно 38,3 (норма: 22-42 балла)  (х =38,3, Мо=28, Ме=34). Это говорит о том, что не всем свойственно принимать себя именно такими, какие они есть, со всеми объективно значимыми достоинствами и недостатками, без самоосуждения или, напротив, самообожания. Такие индивиды обычно хорошо и глубоко знают все свои особенности, именно поэтому в некоторых случаях они не могут принять себя. По шкале «Эмоциональная комфортность» среднее значение равно 41,1 (норма: 14-28 баллов)  (х =41,1, Мо=39, Ме=39). Это свидетельствует о том, что не все опрошенные школьники испытывают эмоциональный комфорт, а именно не все участники переживаю состояние спокойствия, уверенности в себе, оптимистичности, а главное открытости в общении. В то же время среди опрошенных школьников есть и те, которым эмоциональный комфорт вообще не присущ.

Это говорит о том, что, скорее всего, школьники с низкими результатами по данной шкале испытывают эмоциональный дискомфорт, а это значит, что они находятся в таком состоянии, которое характеризуется как неприятное, тягостное, способное нарушить обычную, нормальную деятельность – это тревога, беспокойство, страх, аффективная напряженность, неуверенность в себе, подавленность, мрачные предчувствия. По шкале «Стремление к доминированию» среднее значение равно 39,1 (х =39,1, Мо=32, Ме=35,5) (норма: 12-24 балла). Это говорит о том, что некоторые из опрошенных школьников стремятся к доминированию в межличностных отношениях. По шкале «Эскапизм» среднее значение равно 14,2 (х =14,2, Мо=15, Ме=15) и это самые низкие показатели. Если сравнить данные результаты с нормой (норма: 10-20 баллов), то можно сказать о том, что некоторым опрошенным школьникам свойственен уход от проблем, такие люди живут мечтами и иллюзиями.

С помощью методики Дж. Роттера  можно отследить вид локуса контроля – интернальный или экстернальный. У большинства опрошенных результаты находятся в середине, а значит, можно в целом сказать о том, что у них нет явно выраженной экстернальности (х =11,5, Мо=11, Ме=11).  и интернальности (х =11,3, Мо=12, Ме=11). В некоторых значимых ситуациях школьники принимают ответственность на себя, считают себя способными самостоятельно планировать свое поведение и отвечать за его последствия, но в некоторых ситуациях винят в своих неудачах волю случая или других людей. Результаты по шкале «Интернальность» по методике К. Рожерса и Р. Даймонд в целом подтверждают описание выше.  Если сравнить результаты исследования по гендерному аспекту, то можно увидеть, что результаты девушек и юношей по шкалам "интернальность" и "адаптация" значительно отличаются. У юношей более выражен внутренний самоконтроль (Рис.1). http://itmages. ru/image/view/2619244/76a02a74 Рис.1 Результаты по шкале "Интернальность" методики "Локус контроля" Дж. Роттера Это может объясняться тем, что в период ранней юности мальчики чаще всего уже начинают себя пробовать в профессиональной сфере, устраиваясь подрабатывать. Этим же может объясняться различие в баллах по шкале "Адаптация" (Рис.2) . Рис.2 Результаты по шкале "Адаптация" методики "Социально-психологическая адаптация" К. Роджерса и Р. Даймонд При проведении корреляционного анализа по Ч. Спирмену была установлена прямая взаимосвязь между такими шкалами, как "интернальность" у методики Дж. Роттера "Локус контроля" и шкалой "адаптация" методики К. Роджерса и Р. Даймонд (r=0,367). Корреляция значима на уровне 0.01 и является двухсторонней. Следовательно, можно говорить о том, что способность к адаптации у юноши или девушки в период ранней юности напрямую зависит от внутреннего локуса контроля (интернальности), причем при большей адаптированности внутренний контроль усиливается. По результатам исследования можно сделать вывод о том, что большинство опрошенных успешно адаптированы образовательной среде, но в эмоциональном плане не всегда чувствуют себя комфортно, находясь в подавленном состоянии и испытывая чувство беспокойства.

Связь между локусом контроля и социальной адаптацией действительно существует. Результаты исследования показывают, что чем выше у школьника уровень внутрненнего контроля, тем более он адаптирован к социальной среде. Это может быть связано с тем, что психологически он уже готов принимать на себя ответственность за свои поступки и действия.  Большие изменения в собственном организме и внешности, связанные с половым созреванием, с известной неопределенностью положения (уже не ребёнок, но еще и не взрослый), с расширением круга лиц, с которыми личность должна соотносить свое поведение, стремлением выстраивать свое поведение на основе выработанных или усвоенных критериев – все это может вызывать эмоциональный дискомфорт у школьников.  Таким образом, полученные результаты, позволят преподавателю и психологу, работающим с этими классами, разработать ряд мероприятий, способствующих созданию успешного эмоционального настроя в коллективе и более успешной социально-психологической адаптации школьников в зависимости от их типа локуса контроля.

1. Андреева Г. М. Социальная психология: учеб. Пособие / Г. М.Андереева.-М.:Аспект Пресс, 2004. 2. Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал – 1984 –Т. 5 3. Барлас Т. В. Особенности социально-психологической адаптации при психосоматических и невротических нарушениях // Психол. журнал. – 1999. – №6. – С. 116–120. 4. Шахматова О. Н. Практикум по социальной психологии: учебное пособие для вузов / О. Н. Шахматова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2008.

С. 49-53 Рецензии: 17.05.2015, 1:36 Рецензия : Автор пробует решить важную и актуальную проблему. Однако статья должна быть приведена в соответствие с квалификационными требованиями, Особенно следует обратить внимание на соотнесенность задач и выводов. Рекомендуется к публикации после доработки 1.06.2015, 9:05 Рецензия : После исправления рекомендуется к публикации. 5.06.2015, 20:58 Рецензия : Рецензия на статью студентки РГППУ Беловой Ирины Александровны «Взаимосвязь внутреннего самоконтроля и особенностей социализации личности школьника в период ранней юности» Статья посвящена актуальной теме – исследованию внутреннего самоконтроля и особенностей социализации личности школьника в период ранней юности и выявлению их взаимосвязи.

Период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Одно из достижений этой ступени - новый уровень развития самосознания. Белова И. А. провела анализ теоретических источников по вопросу взаимосвязи внутреннего самоконтроля и особенностей социализации личности школьника в период ранней юности. Данная проблема недостаточно изучена в психолого-педагогической науке и требует, как теоретического, так и практического изучения всех ее аспектов.

Цель, поставленная автором статьи, достигнута, задачи решены. Автор продемонстрировала достаточно глубокий уровень анализа проблемы на теоретическом и практическом уровне. Ирина Александровна отразила взаимосвязь результатов с методологическими основами исследования. Для наглядности полученные результаты исследования следовало бы представить в виде таблиц, схем и т. п. Данное обстоятельство не снижает ценности представленной статьи.

Статья быть рекомендована к публикации при условии устранения недочетов: 1. Непонятно что есть «тестовые нормы» и как с ними соотносить результаты исследования. 2. Выводы не соответствуют теме заявленной статьи. 3. В тексте автор использует термины психологическая адаптация, социализация и социальная адаптация как синонимы, что с научной точки зрения не допустимо, т. к. «социализация» - более широкое понятие. Статья выиграла бы, если автор показал результаты исследования с учетом гендерного аспекта. канд.

психол. н., ст. преподаватель кафедры психологии ГБОУ ВПО СГПИ И. В. Кольцова Комментарии пользователей:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


Реклама

^
^

Реклама

^

Популярные теги сайта

Календарь